Бог Перун в славянской мифологии

Одним из самых ярких и могущественных божеств славянского пантеона является Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов и представителей царской власти.

Перун бог грома и молнии в славянской мифологии
Перун — бог громовержец в Древней Руси. Верховное божество славянской мифологии. Богом чего являлся у древних славян, символы, праздник, как связан с Зевсом и Тором, арт и картинки.

Богом чего является Перун у славян

В первую очередь, Перун — это верховный бог неба, подобно Зевсу или Тору. Он заведует небесами и метает молнии, которые поражают нечистую силу. Особое место в поклонении этому богу занимала его связь с плодородием — он считался божеством дождя, который мог насытить землю влагой и обеспечить хороший урожай.

Перун занимал важнейшее место в пантеоне богов и духов славян. Воины и князья, стремясь обеспечить себе победу и славу, обращались к нему, прося о помощи.

Славянский бог грома и молний
Славянский бог грома и молнии, напоминает стихию, которой невозможно противостоять ★ арт © Web-Капище

Свидетельства существования у славян бога Перуна

Свидетельства о существовании и почитании Перуна, как главного бога пантеона славян, встречаются в самых разных источниках, от «Повести временных лет» до дипломатических клятв и церковных уставов.

«Повесть временных лет» рассказывает историю, когда князь Владимир решает установить идолов на холме, прямо возле своего двора: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.»

Важно отметить, что в Новгороде также был установлен его идол, и жители города почитали его, как самого могущественного из богов: «И пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии аки Богу». Такие свидетельства подчеркивают не только масштабы поклонения, но и значимость Перуна для славян в целом.

Исторические документы дают нам чёткое представление о том, что Перун был глубоко укоренен в верованиях славян и на политическом уровне. Одним из таких свидетельств является его упоминание в текстах, относящихся к договорам Руси с Византией: «Клящася оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом», — клятва, которая символизировала верность богам и обету, заключённому между двумя народами.

Примечательно, что Перун не был лишь божеством для вождей и князей. Его культ был тесно связан с повседневной жизнью простых людей. В одном из текстов сказано: «Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». Перуна в христианских текстах также называли ангелом грома и молнии.

В XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» был записан вопрос, задаваемый священниками прихожанам: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?». Этот вопрос указывает на то, что даже в поздние века культ Перуна продолжал существовать.

Бог грома и молний в Древней Руси
Повелитель молний и бури, стоит на вершине мира, окружённый раскатами грома и огненным сиянием ❖ картинка © Web-Капище

Присяга, произнесённая князем Игорем и его дружинниками на холме, возле идола Перуна: «А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием». В документах того времени описывается, что князь и его воины складывают оружие, щиты и золото перед образом бога грома.

Зевс и Перун

В мифологиях разных народов нередко встречаются поразительные сходства между божествами, несмотря на культурные различия. Одним из ярких примеров такого совпадения является пара Зевс и Перун — два бога грома и молний, стоящие на вершине своих пантеонов.

В греческой мифологии Зевс считается главным богом Олимпа, владыкой неба, грома и молний. Он не только правит миром, но является отцом людей и множества других богов. Его атрибутами служат щит и топор — символы власти и защиты, олицетворяющие его могущество.

Точно так же в славянской мифологии Перун, бог грома и молнии, занимает центральное место в пантеоне. Его символом служит топор или секира. Этот инструмент в древности ассоциировался с силой молнии, способной расколоть деревья.

Тор и Перун

Тор — один из высших богов германо-скандинавского пантеона, сын Одина и богини земли Ёрд. Он — бог грома, молний и бурь. Его могущество выражается в молоте Мьёльнире. Этот молот символизирует молнию, а раскаты грома ассоциировались с его колесницей, мчащейся по небу.

Интересно, что в обеих традициях существует сходное поверье: раскаты грома — это звук колесницы, мчащейся по небесам.

Перун скачет по небу

Юпитер и Перун

Оба бога являются воплощением небесной мощи, символизируют власть и защиту, и играют ключевую роль в религиозных системах своих народов.

Юпитер в римской мифологии является верховным богом, покровителем Рима, его императоров и всей военной мощи. Он бог неба, молний и дневного света, символизирует справедливость, власть и силу. Юпитер был почитаем как государственный бог, который защищает Рим и его правителей.

Описание славянского бога Перуна

Бог грозы и молний был почитаем не только как покровитель природных стихий и воинов, но и как защитник народа, защищающий людей от злых сил.

В Литве его называли Перкунас, в Беларуси — Пярун, в Индии его аналогом был Парджанья. У западных славян он был известен как Прове. Немецкий хронист Гельмольд, описывая место поклонения Прове, пишет:

Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидели священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли.

Имя Перун происходит от древнеславянского слова «perti», что означает «ударять» или «бить». Таким образом, сам бог Перун был олицетворением разящего удара, грома и молнии. В славянских мифах молнии, которые разрушают всё на своём пути, изображаются как «стрелы Перуна», а сам гром — как сигнал для всех, что он рядом.

Одним из ключевых атрибутов этого бога является топор, символизирующий молнию и мощь верховного бога. Молнии, согласно славянским представлениям, были стрелами Перуна, которые он метал в нечисть. По этим представлениям, во время грозы нельзя выходить под открытое небо, так как демон может скрываться рядом или даже вселиться человека, а также купаться, так как нечистая сила может спрятаться в воде. Во время грозы закрывали окна, двери и задвижку в печи, так как чёрт в панике может прошмыгнуть в дом и тогда молния попадёт прямо в жилище человека.

Нечисть скрывается от Перуна
Перун бьёт молнией в нечистую силу

Грозы с молниями — это своего рода очищение, когда Перун «вычищает» землю от нечисти, преследуя злых духов. После грома, дождя и молний воздух становится особенно свежим, а в душе ощущается лёгкость, что символизирует очищение от тёмных сил. С этим связано одно поверье: во время летних месяцев (с Купалы до Ильина дня) нечистая сила бродит по земле. В этот период происходят многочисленные грозы, когда верховный бог древних славян устраивает за нечистью настоящую охоту.

За что отвечал?
Бог грома, молний и бурь. Перун был главным божеством, контролирующим стихию неба.

Защитник и покровитель воинов. Его символы — щит, топор, молот и стрелы — олицетворяли военную мощь и силу.

Бог справедливости, правосудия и порядка.

Как бог грозы, молнии и дождя, он напрямую имел связь с землёй, урожаем и плодородием.

Перун сражается с тёмными силами и нечистью, злыми духами и чудовищами.

Из какой религии и мифологии?
Перун — это божество из славянской языческой мифологии или веры. Славянская религия была политеистической, и её боги представляли различные природные явления и силы.

Был одним из высших богов и ассоциировался с силами природы, такими как грозы, молнии, гром, дождь, бури, а также с военной доблестью и правосудием. Он также был покровителем воинов и считался защитником от злых духов и врагов.

Почему Перун был главным богом?
Перун был высшим богом в славянской мифологии по нескольким причинам, которые отражают его важную роль в жизни древних славян и их религиозном мировоззрении.

Олицетворение одной из самых мощных и угрожающих природных сил — грома и молний. Эти явления считались проявлением божественного гнева. Люди верили, что Перун, метая молнии, наказывал злых духов и врагов.

Перун был не только божеством природы, но и богом войны. Он олицетворял мужскую силу, отвагу, решительность и способность одерживать победу в битвах. Воины обращались к нему за поддержкой перед сражением, а его молнии были символом победы и силы.

Являлся покровителем царской власти, могущества царей, королей, князей, военачальников, «сильных мира сего».

Как выглядит бог Перун

Образ Перуна в славянской мифологии представляет собой могущественного и внушительного бога, который олицетворяет силу природы, войны, правосудия и высшую власть.

Мужчина, могучий воин, с бородой, усами и оружием (топор, копьё, стрелы). Может сидеть на коне, в колеснице или на троне.

Бог Перун арты и картинки

Почитание Перуна обряды и ритуалы

Одним из важнейших символов поклонения Перуну был вечный огонь, который поддерживался на его капищах. Ритуальные костры никогда не гасли, поскольку считались символом божественного присутствия. Их поддерживали с помощью дубовых поленьев — дерева, которое прямо ассоциировалось с этим богом Древней Руси.

Дуб в славянской мифологии был священным деревом, символом Перуна и образом великой мощи природы. Древние славяне верили, что именно через дуб можно призвать дождь.

Священные дубовые рощи олицетворяли связь с миром богов, и часто становились центром проведения ритуалов. Такие рощи, где росли старые дубы, тщательно охранялись и считались святынями.

Константин Багрянородный, византийский император X века, описывал ритуалы на острове Хортица, где произрастал огромный дуб. В этом месте приносили в жертву петухов, а также расставляли стрелы вокруг дерева.

Археологические находки также подтверждают почитание дуба как священного дерева. В 1909 году археологи обнаружили 150-летний дуб у устья Десны, в стволе которого были найдены четыре кабаньих челюсти, сросшиеся с деревом. Позднее, в 1975 году, была найдена ещё одна аналогичная находка, где на высоте около шести метров в ствол дуба вросли девять челюстей кабанов, а нижняя часть дерева была обгоревшей. Эти находки датируются VIII веком нашей эры.

Когда проходит праздник Перуна

Перунов день — это один из праздников в древнеславянском календаре, который приходился на 2 августа. Сейчас за этой датой закреплён Ильин день, и не просто так. Историки славянисты утверждают, что после прихода на Русь христианства некоторые черты Перуна перешли на Илью пророка.

Праздник начинался 20 июля и продолжался до первых дней августа, охватывая важный период сельскохозяйственных работ. Перунов день был не только религиозным, но и практическим ориентиром для определённых работ в сельскохозяйственной деятельности.

Соответственно, главными местами праздничных ритуалов и обрядов были капища и дубовые рощи.

Славянский бог Перун

Как выглядит символ Перуна

Перун, как бог грома, молний, воинов и царской власти, имеет богатый арсенал символов и атрибутов. Эти символы служили мощными оберегами, особенно для мужчин. Среди множества атрибутов можно выделить несколько наиболее важных и узнаваемых, таких как секира или топор, молния, цветок ириса, колесо.

Одним из наиболее известных и мощных оберегов является секира или топор Перуна. Символизирует военное мастерство, силу, мужество, выносливость и стойкость её владельца. Помогает преодолевать страхи и сомнения, а также приносит удачу в делах и решении рабочих проблем. Эти амулеты использовались как обереги, их носили как юноши, так и мужчины, особенно те, кто служил в царской дружине.

Молния связана с его властью над небесными силами и является символом справедливого наказания для нечистых и злых существ.

Цветок, который тесно связан с Перуном, — это ирис. В славянской традиции его называли Перуника или Богиша. Археологические раскопки подтверждают, что его святилища часто имели форму ириса с шестью лепестками. В центре этих святилищ стоял идол, а вокруг него располагались огонь и жертвенник.

Также важным символом был громовой знак в виде колеса с шестью спицами (колесо колесницы, на которой верховный бог мчится по небесам). Этот символ использовался для украшения жилищ, одежды, оружия и различных предметов быта. В некоторых деревнях, сохранивших старые традиции, такие символы можно увидеть и сегодня, например, на деревянных наличниках.

guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии