Рясны древнерусские украшения

Рясны древнерусские украшения арт иллюстрация
Художественная иллюстрация арт для статьи «Рясны древнерусские украшения» │ © Web-Капище

В истории Древней Руси особое место занимает культура украшений, где каждый элемент имел не только эстетическую, но и глубокую символическую нагрузку. Одними из самых выразительных и таинственных артефактов считаются рясны — изящные височные подвески, которые прикреплялись к головным уборам или очельям. Среди множества славянских украшений, рясны заняли особое место, превратившись в целую систему знаков и образов. Они украшали княгинь и боярынь, простолюдинок и девушек на выданье, сопровождая их в праздниках и обрядах. Сегодня мы заново открываем для себя эти уникальные элементы древнерусской моды — как свидетельство утончённого вкуса, сакральной символики и богатства духовной жизни наших предков.

Древнерусские украшения отражают мировоззрение, верования и эстетические предпочтения наших предков. Эти изысканные украшения, крепившиеся к женскому головному убору, дополняли образ древнерусской женщины и выполняли роль оберегов, отражая космологические представления славян о мироустройстве и связи человека с природными силами. Археологические находки в различных регионах Руси свидетельствуют о широком распространении этих украшений и их определённой ценности в культуре восточных славян.

Что такое рясны простыми словами

Рясны — одно из самых узнаваемых женских украшений домонгольской Руси. Они представляли собой цепи, кисти или тонкие ленты, свисающие с двух сторон головы — в височной зоне. С первого взгляда они могли показаться простой деталью головного убора, но именно их расположение и художественное оформление превращали рясны в нечто гораздо большее, чем декоративный элемент.

Рясны рисунок
Как выглядят Рясны

Княгини или обеспеченные славянки могли носить дорогие рясны, из драгоценных металлов, инкрустированые самоцветами, украшенные эмалью и замысловатой резьбой. Простые девушки и женщины носили украшения из меди, ткани, бисера, бусин. Вне зависимости от материала, это украшение оставалось важной частью женского образа.

Рясны в древнерусском обществе выполняли важную социальную функцию, являясь маркером статуса и благосостояния своей владелицы. Материал, из которого они изготавливались, техника исполнения, сложность декора – всё это отражало место женщины в социальной иерархии.

Особое значение имели в свадебном обряде, где они выступали как важный элемент ритуального костюма невесты. Свадебные рясны часто входили в состав приданого, передавались по наследству от матери к дочери, подчеркивая преемственность поколений и семейную принадлежность.

Такие украшения могли достигать до полуметра в длину. Они были составными: из металлических бляшек, цепочек, кистей. Нередко к ним прикреплялись колты — округлые полые изделия, часто украшенные гравировкой или эмалью, с изображениями мифологических существ. Русалки, грифоны, семарглы — как писал академик Борис Рыбаков, все они были «посредниками между небом и землёй».

Повседневные рясны, найденные археологами, зачастую были простыми: серебряные ленты, цилиндрики без узора, или тканевые подвески. Зато праздничные экземпляры впечатляют: миниатюрные произведения искусства, воплощающие высочайший уровень ремесленного мастерства и символической мысли своего времени.

Рясны как обереги

Одежда в Древней Руси была не только внешним выражением статуса, но и символической картой мира. Голова, как вершина человеческого тела, ассоциировалась с небом, и не случайно головные уборы украшались изображениями птиц и знаками небесных сил. Ниже — в районе висков — крепились рясны. Их роль в этой символической системе заключалась в олицетворении дождя — того самого, что оплодотворяет землю и даёт начало жизни. На ряснах часто изображались зёрна, всходы, цветы, птицы.

В древнерусской культуре, как и во многих традиционных обществах, украшения воспринимались не только как декоративные элементы, но и как предметы, обладающие магической обережной силой. Рясны, располагаясь по бокам головы и обрамляя лицо, выполняли важную защитную функцию, оберегая наиболее уязвимые «входы» в человеческое тело – уши, глаза, рот – от проникновения злых духов и негативных влияний.

Женское древнерусское украшение рясны

Согласно древним верованиям, через отверстия в голове могла как вылететь душа, так и проникнуть внутрь негативная энергия или злые чары. Металлические подвески, особенно изготовленные из золота или серебра, считались мощным средством магической защиты. Древнеславянская мифология связывала золото с солнечным светом, а серебро – с молниями бога Перуна, верховного божества языческого пантеона. Таким образом, украшения, сделанные из этих металлов, приобретали свойства божественных атрибутов и обеспечивали их владелице покровительство высших сил.

Растительные мотивы на ряснах – прорастающие зерна, побеги, цветы – символизировали идею плодородия, жизненной силы, возрождения. Женщина, носившая изделия с такими изображениями, магически приобщалась к силам природы, отвечающим за продолжение рода, урожайность, благополучие дома.

История женского украшения — рясны

Традиция украшения головы подвесными элементами имеет глубокие корни в славянской культуре. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в раннем средневековье височные кольца и подвески были широко распространены среди различных славянских племён. Однако именно в домонгольский период (X-XIII века) рясны достигли своего художественного и технологического совершенства, став важным элементом женского парадного убора.

В домонгольскую эпоху рясны представляли собой сложные металлические височные подвески, длина которых могла достигать 50 сантиметров. Они изготавливались из драгоценных металлов – золота и серебра – для представительниц знатных сословий, а также из меди для менее состоятельных женщин. Конструктивно имели две основные разновидности: они состояли из последовательно соединённых друг с другом металлических бляшек или имели вид цепочек, к нижнему краю которых часто крепились полые подвески округлой формы – колты.

Птица Гамаюн в славянской мифологии
Птица Гамаюн в славянской мифологии

Кто такая мифическая Гамаюн птица вещая? Её пение, по поверью, способно раскрыть будущее и является пророчеством. Но существовала ли такая птица на...

Загадочный квадрат найденный на Марсе
Загадочный квадрат найденный на Марсе

На поверхности Марса обнаружена загадочная квадратная структура, которая вызвала оживлённые дискуссии среди учёных, любителей астрономии и сторонников конспирологических теорий. Снимки объекта были...

Мастера-ювелиры применяли разнообразные технологии, демонстрирующие высокий уровень развития ювелирного ремесла Древней Руси. Среди них особое место занимали техники скани и зерни. Скань (филигрань) представляла собой узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянной на металлическую основу. Зернь заключалась в напаивании на металлическую поверхность мельчайших металлических шариков, образующих геометрические узоры. Эти техники позволяли создавать ажурные, воздушные украшения, поражающие тонкостью исполнения.

Менее состоятельные слои населения носили рясны из меди и медных сплавов, также нередко украшенные чеканкой или штампованным орнаментом. В народном костюме позднего периода — это подвески из ткани, бисера, стекляруса, создававшие визуальный эффект, сходный с металлическими ряснами, но доступные по цене более широким слоям населения.

С точки зрения конструкции, рясны домонгольского периода можно разделить на несколько основных типов. Наиболее распространёнными были изделия в виде цепочек из металлических колец или пластин, а также состоящие из последовательно соединённых металлических бляшек различной формы – круглых, ромбовидных, квадратных.

Рясны в Древней Руси рисунок и фото
Как выглядели рясны: рисунок и фото

Особого внимания заслуживают колты – специфические подвески, которые часто составляли единый комплекс с ряснами. Колты представляли собой полые металлические украшения, обычно округлой или звёздчатой формы, которые крепились к нижней части рясен. Внутреннее пространство колтов предназначалось для размещения ароматических веществ, что придавало этим украшениям не только эстетическую, но и практическую функцию – они служили своеобразными духами.

Монгольское нашествие привело к глубокому кризису ювелирного ремесла на Руси, многие технологии были утрачены, а традиции прерваны.

С течением времени форма и значение рясен трансформировались. В XV–XVII веках это уже не столько элемент головного убора, сколько самостоятельное украшение — из нитей жемчуга, самоцветов, шёлка. В аристократической среде XIX — начала XX века рясны использовались в карнавальных и театральных костюмах.

Современный мир, увы, не знает таких украшений. Они исчезли из быта, забыты в повседневной моде. Однако в музеях, на страницах каталогов, в экспозициях этнографических выставок они продолжают говорить. Они рассказывают нам о женщинах, чьи украшения были молитвой, оберегом, символом их места в великом круге жизни.

Рясны в контексте древнерусского искусства и культуры

Рясны представляют собой важную часть культурного наследия Древней Руси, являясь одной из вершин древнерусского ювелирного искусства. Их изучение позволяет оценить художественный вкус, техническое мастерство, эстетические предпочтения наших предков.

Рясны и колты демонстрируют характерные черты древнерусского искусства: сочетание влияний византийской традиции с местными славянскими мотивами, любовь к ярким краскам, использование символических изображений, внимание к деталям. В них отразились также экономические и культурные связи Древней Руси с соседними государствами – Византией, странами Востока, Западной Европой.

Особенно интересно проследить эволюцию художественного стиля рясен от языческого периода к христианскому, от геометрических орнаментов и стилизованных языческих символов к сюжетным композициям, основанным на христианской иконографии. Эта эволюция отражает сложный процесс культурного синтеза, характерный для древнерусского общества.

💬 0
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии