
В истории Древней Руси особое место занимает культура украшений, где каждый элемент имел не только эстетическую, но и глубокую символическую нагрузку. Одними из самых выразительных и таинственных артефактов считаются рясны — изящные височные подвески, которые прикреплялись к головным уборам или очельям. Среди множества славянских украшений, рясны заняли особое место, превратившись в целую систему знаков и образов. Они украшали княгинь и боярынь, простолюдинок и девушек на выданье, сопровождая их в праздниках и обрядах. Сегодня мы заново открываем для себя эти уникальные элементы древнерусской моды — как свидетельство утончённого вкуса, сакральной символики и богатства духовной жизни наших предков.
Древнерусские украшения отражают мировоззрение, верования и эстетические предпочтения наших предков. Эти изысканные украшения, крепившиеся к женскому головному убору, дополняли образ древнерусской женщины и выполняли роль оберегов, отражая космологические представления славян о мироустройстве и связи человека с природными силами. Археологические находки в различных регионах Руси свидетельствуют о широком распространении этих украшений и их определённой ценности в культуре восточных славян.
Что такое рясны простыми словами
Рясны — одно из самых узнаваемых женских украшений домонгольской Руси. Они представляли собой цепи, кисти или тонкие ленты, свисающие с двух сторон головы — в височной зоне. С первого взгляда они могли показаться простой деталью головного убора, но именно их расположение и художественное оформление превращали рясны в нечто гораздо большее, чем декоративный элемент.

Княгини или обеспеченные славянки могли носить дорогие рясны, из драгоценных металлов, инкрустированые самоцветами, украшенные эмалью и замысловатой резьбой. Простые девушки и женщины носили украшения из меди, ткани, бисера, бусин. Вне зависимости от материала, это украшение оставалось важной частью женского образа.
Рясны в древнерусском обществе выполняли важную социальную функцию, являясь маркером статуса и благосостояния своей владелицы. Материал, из которого они изготавливались, техника исполнения, сложность декора – всё это отражало место женщины в социальной иерархии.
Особое значение имели в свадебном обряде, где они выступали как важный элемент ритуального костюма невесты. Свадебные рясны часто входили в состав приданого, передавались по наследству от матери к дочери, подчеркивая преемственность поколений и семейную принадлежность.
Такие украшения могли достигать до полуметра в длину. Они были составными: из металлических бляшек, цепочек, кистей. Нередко к ним прикреплялись колты — округлые полые изделия, часто украшенные гравировкой или эмалью, с изображениями мифологических существ. Русалки, грифоны, семарглы — как писал академик Борис Рыбаков, все они были «посредниками между небом и землёй».
Повседневные рясны, найденные археологами, зачастую были простыми: серебряные ленты, цилиндрики без узора, или тканевые подвески. Зато праздничные экземпляры впечатляют: миниатюрные произведения искусства, воплощающие высочайший уровень ремесленного мастерства и символической мысли своего времени.
Рясны как обереги
Одежда в Древней Руси была не только внешним выражением статуса, но и символической картой мира. Голова, как вершина человеческого тела, ассоциировалась с небом, и не случайно головные уборы украшались изображениями птиц и знаками небесных сил. Ниже — в районе висков — крепились рясны. Их роль в этой символической системе заключалась в олицетворении дождя — того самого, что оплодотворяет землю и даёт начало жизни. На ряснах часто изображались зёрна, всходы, цветы, птицы.
В древнерусской культуре, как и во многих традиционных обществах, украшения воспринимались не только как декоративные элементы, но и как предметы, обладающие магической обережной силой. Рясны, располагаясь по бокам головы и обрамляя лицо, выполняли важную защитную функцию, оберегая наиболее уязвимые «входы» в человеческое тело – уши, глаза, рот – от проникновения злых духов и негативных влияний.
Согласно древним верованиям, через отверстия в голове могла как вылететь душа, так и проникнуть внутрь негативная энергия или злые чары. Металлические подвески, особенно изготовленные из золота или серебра, считались мощным средством магической защиты. Древнеславянская мифология связывала золото с солнечным светом, а серебро – с молниями бога Перуна, верховного божества языческого пантеона. Таким образом, украшения, сделанные из этих металлов, приобретали свойства божественных атрибутов и обеспечивали их владелице покровительство высших сил.
Растительные мотивы на ряснах – прорастающие зерна, побеги, цветы – символизировали идею плодородия, жизненной силы, возрождения. Женщина, носившая изделия с такими изображениями, магически приобщалась к силам природы, отвечающим за продолжение рода, урожайность, благополучие дома.
История женского украшения — рясны
Традиция украшения головы подвесными элементами имеет глубокие корни в славянской культуре. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в раннем средневековье височные кольца и подвески были широко распространены среди различных славянских племён. Однако именно в домонгольский период (X-XIII века) рясны достигли своего художественного и технологического совершенства, став важным элементом женского парадного убора.
В домонгольскую эпоху рясны представляли собой сложные металлические височные подвески, длина которых могла достигать 50 сантиметров. Они изготавливались из драгоценных металлов – золота и серебра – для представительниц знатных сословий, а также из меди для менее состоятельных женщин. Конструктивно имели две основные разновидности: они состояли из последовательно соединённых друг с другом металлических бляшек или имели вид цепочек, к нижнему краю которых часто крепились полые подвески округлой формы – колты.

В мифологии древних ацтеков Миктлансиуатль, Леди Смерти, занимала особое место. Вместе с супругом, богом Миктлантекутли, она правила в Миктлане — царстве мёртвых,...

Под покровом ночи скрываются древние создания, которые не знают жалости и пробуждают самые тёмные страхи. Это русалки — зловещие девы с ангельской...
😮 Овинник — самый коварный из домовых духов 🔥 👻 Почему крестьяне боялись его гнева и какие ритуалы проводили, чтобы избежать беды?...
Мастера-ювелиры применяли разнообразные технологии, демонстрирующие высокий уровень развития ювелирного ремесла Древней Руси. Среди них особое место занимали техники скани и зерни. Скань (филигрань) представляла собой узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянной на металлическую основу. Зернь заключалась в напаивании на металлическую поверхность мельчайших металлических шариков, образующих геометрические узоры. Эти техники позволяли создавать ажурные, воздушные украшения, поражающие тонкостью исполнения.
Менее состоятельные слои населения носили рясны из меди и медных сплавов, также нередко украшенные чеканкой или штампованным орнаментом. В народном костюме позднего периода — это подвески из ткани, бисера, стекляруса, создававшие визуальный эффект, сходный с металлическими ряснами, но доступные по цене более широким слоям населения.
С точки зрения конструкции, рясны домонгольского периода можно разделить на несколько основных типов. Наиболее распространёнными были изделия в виде цепочек из металлических колец или пластин, а также состоящие из последовательно соединённых металлических бляшек различной формы – круглых, ромбовидных, квадратных.

Особого внимания заслуживают колты – специфические подвески, которые часто составляли единый комплекс с ряснами. Колты представляли собой полые металлические украшения, обычно округлой или звёздчатой формы, которые крепились к нижней части рясен. Внутреннее пространство колтов предназначалось для размещения ароматических веществ, что придавало этим украшениям не только эстетическую, но и практическую функцию – они служили своеобразными духами.
Монгольское нашествие привело к глубокому кризису ювелирного ремесла на Руси, многие технологии были утрачены, а традиции прерваны.
С течением времени форма и значение рясен трансформировались. В XV–XVII веках это уже не столько элемент головного убора, сколько самостоятельное украшение — из нитей жемчуга, самоцветов, шёлка. В аристократической среде XIX — начала XX века рясны использовались в карнавальных и театральных костюмах.
Современный мир, увы, не знает таких украшений. Они исчезли из быта, забыты в повседневной моде. Однако в музеях, на страницах каталогов, в экспозициях этнографических выставок они продолжают говорить. Они рассказывают нам о женщинах, чьи украшения были молитвой, оберегом, символом их места в великом круге жизни.
Рясны в контексте древнерусского искусства и культуры
Рясны представляют собой важную часть культурного наследия Древней Руси, являясь одной из вершин древнерусского ювелирного искусства. Их изучение позволяет оценить художественный вкус, техническое мастерство, эстетические предпочтения наших предков.
Рясны и колты демонстрируют характерные черты древнерусского искусства: сочетание влияний византийской традиции с местными славянскими мотивами, любовь к ярким краскам, использование символических изображений, внимание к деталям. В них отразились также экономические и культурные связи Древней Руси с соседними государствами – Византией, странами Востока, Западной Европой.
Особенно интересно проследить эволюцию художественного стиля рясен от языческого периода к христианскому, от геометрических орнаментов и стилизованных языческих символов к сюжетным композициям, основанным на христианской иконографии. Эта эволюция отражает сложный процесс культурного синтеза, характерный для древнерусского общества.