Японский синтоизм | Боги и мифология

Синтоизм (синто) — это религия, культура, мифология и традиции Японии. Уникальная система верований отличается от большинства мировых религий своей связью с природой и стремлением к гармонии с миром духов.

Традиционная японская религия основана на вере в ками, то есть в духов или божеств. Эти боги могут быть связаны с природой: с деревьями, реками, горами, а также с предками или даже с местами, которые считаются святыми. Основные идеи — это уважение к природе и почитание духов предков. Люди в Японии верят, что ками могут помогать людям, если те ведут честную и правильную жизнь.

Синтоизм иллюстрация
Что такое японская религия синтоизм кратко и простыми словами. Суть и основа учения, боги и мифология синто │ © Web-Капище

Большая часть того, что мы знаем о синтоизме, записана в двух древних текстах: «Кодзики» (712 г. н.э.) и «Нихонги» (720 г. н.э.). Эти труды, созданные во времена ранних японских правителей, не просто рассказывают мифы, а создают фундамент национальной идентичности и описывают две эпохи:

  • Эра богов — когда миром правили божественные сущности, ками, творцы природы и явлений.
  • Эра императоров — время, когда потомки богов стали править Японией, олицетворяя собой связь между людьми и небесами.

Что такое японский синтоизм кратко простыми словами

В синтоизме поклонение сосредоточено вокруг ками — духов или божеств, чья природа удивительно разнообразна. Они обитают повсюду: в горах, реках, деревьях и даже в людях, совершивших великие подвиги. Ками — это не всесильные и непогрешимые боги. Они обладают человеческими чертами: могут быть добрыми и милосердными, а иногда — злыми и мстительными.

Ками могут быть как персонифицированные божества, так и безымянные духи. Они обитают в объектах природы, или даже в явлениях вроде землетрясений или эпидемий. Великие личности — военачальники, поэты или императоры — могут после смерти стать ками, если их деяния были настолько велики, что оставили след в истории.

Японские императоры традиционно считаются потомками богини солнца Аматэрасу, главной фигуры синтоистского пантеона. Это делает их не только политическими, но и сакральными лидерами.

Ключевым аспектом синтоизма является то, что добро и зло не противопоставлены. Божественный дух может быть как благословением, так и испытанием для человека. Ками отражают сложность самой жизни, где добро и зло часто переплетены. Их можно умиротворить, если приносить дары, совершать ритуалы и выражать почтение. Но разгневанный ками может вызвать бедствие, будь то засуха, наводнение или болезнь.

Синтоизм религия в Японии

Места поклонения в синтоизме называют дзиндзя, или святилищами. Они находятся повсюду: от оживлённых улиц городов до уединённых лесов на склонах гор. Каждое святилище посвящено одному или нескольким ками, и посещение таких мест — часть повседневной жизни многих японцев.

Хотя синтоизм — это древняя система верований, она остаётся живой частью японской культуры. Даже в условиях современной урбанизации японцы находят способы сохранить эту связь с природой и духовным миром.

На вершине мифологической иерархии в синто стоит Аматэрасу, богиня солнца. Она родилась из глаза бога Идзанаги, когда тот пытался очиститься после своего путешествия в мир мёртвых. В «Кодзики» говорится, что Аматэрасу получила власть над небесами и стала покровительницей Такамагахары — пристанища небесных ками.

Приметы на 1 сентября 2024 года, народные праздник и что нельзя делать
Приметы на 1 сентября 2024 года, народные праздник и что нельзя делать

Народные приметы на 01.09.2024, традиции, поверья и суеверия из старинного календаря. Во что верили наши предки, как проводили праздник Андрея Стратилата Тепляка...

Гадания на Хэллоуин в 2024 году
Гадания на Хэллоуин в 2024 году

Какие гадания существуют в праздник Хэллоуин, как их правильно проводить. Традиции, обряды и ритуалы — подробное описание самой мистической ночи года и...

Если Аматэрасу воплощает небеса, то Инари — ками, близкий к земле и повседневной жизни. Инари является божеством урожая, удачи и лисиц, в том числе девятихвостых лис кицунэ. Его культ особенно популярен среди фермеров, купцов и бизнесменов.

Считается, что Инари каждую зиму уходит в горы, а весной возвращается, чтобы помочь людям вырастить и собрать урожай. Храмы Инари, которых насчитывается около 30 000, можно узнать по воротам тории ярко-красного цвета и статуям лисиц, символизирующих этого ками.

Суть религии синтоизма (основы учения)

Когда-то вселенная была хаосом — бесформенным смешением всех элементов. Этот первобытный хаос раскололся на две части: Равнину Высокого Неба и Острова Стрекоз, где зародилась земля. Этот момент разделения стал началом мироздания в мифологии синтоизма, а первым, кто содействовал этому, был бог или первый ками Амэ-но Минакануси.

Суть и основа синтоизма

После сотворения земли из хаоса появились первые божества. Среди них — пара Идзанаги и Идзанами, чья история стала основой мифологии синто. Они создали первые острова. От их союза родились многие ками.

Идзанами умерла, рождая бога Огня, оставив опустошённого Идзанаги. В ярости он обезглавил своего новорождённого сына, а затем отправился в Страну Мрака, чтобы вернуть жену. Однако увидев её изменившийся облик, он в ужасе сбежал, чем вызвал её ярость. Идзанами поклялась ежедневно забирать жизни тысячи людей, но Идзанаги пообещал, что будет способствовать рождению полутора тысяч новых, утверждая вечный баланс между жизнью и смертью.

После возвращения из Страны Мрака Идзанаги совершил обряд очищения в реке. Это омовение стало источником рождения новых ками, которые стали управлять миром:

  • Аматэрасу, богиня Солнца, родилась из капли воды, омывшей левый глаз Идзанаги. Ей была дарована власть над небесами и она стала главной фигурой пантеона.
  • Сусаноо, бог ветра и бури, появился из воды, омывшей нос. Он стал повелителем морей.
  • Цукуёми, бог Луны, был рождён из воды, омывшей правый глаз, и взял под управление ночное небо.

Особое место в мифологии занимает история соперничества между Аматэрасу и её братом Сусаноо. Он прибыл к ней на Равнину Высокого Неба, чтобы попрощаться перед уходом на землю. Но его поведение было далеко не братским: он разрушал рисовые поля и творил хаос. Аматэрасу, ужаснувшись, спряталась в небесном гроте, из-за чего мир погрузился во тьму.

Чтобы вернуть свет, другие боги устроили хитроумный ритуал. Они танцевали и смеялись, устроили шумное веселье, привлекая внимание богини. В конце концов, Аматэрасу вышла из своего убежища, и вновь настал день.

Сусаноо за свои поступки был изгнан на землю, а место его изгнания, как гласит легенда, стало землёй Идзумо — регионом, который до сих пор считается священным.

Японская религия синто

В мифах синтоизма космический порядок сменяется социальным. После эпохи богов наступает время, когда потомки небесных ками начинают управлять миром людей. Это связывает синтоистскую мифологию с японской историей, утверждая божественное происхождение императорской династии.

Первым, кто получил божественный мандат, был Ниниги, внук Аматэрасу. Он спустился на землю с тремя священными регалиями: мечом, зеркалом и яшмой, которые символизируют доблесть, чистоту и мудрость. Ниниги стал править людьми, а его потомок, Дзимму, объединил Японию и стал её первым императором. Таким образом, японские императоры утверждали своё право на власть как потомки Аматэрасу.

Боги синтоизма

Главные фигуры синтоистской мифологии — Идзанаги, Идзанами, Аматэрасу, Сусаноо, Инари.

Мифы синтоизма берут начало с пары прародителей — бога Идзанаги и богини Идзанами. По преданию, эти божественные близнецы стояли на Небесном мосту, смотрели вниз на хаос океана и решили создать землю. Они взбудоражили воду небесным копьём, и капли солёной воды, упавшие с его наконечника, образовали первый остров. Сегодня этот участок земли ассоциируется с островом Авадзи в районе Кансай.

Обосновавшись на созданном острове, Идзанаги и Идзанами начали формировать японский архипелаг. Их союз дал начало другим островам, а также множеству ками, олицетворяющих природные и духовные явления.

Однако семейное счастье оказалось недолговечным. Рождение бога Огня, Кагуцути, обернулось трагедией: Идзанами получила смертельные ожоги.

Среди всех ками Аматэрасу, богиня солнца, занимает центральное место.

Сусаноо, младший брат Аматэрасу, — фигура неоднозначная. Он символизирует разрушительные силы природы, но также известен своими героическими поступками. После изгнания с небес за свои выходки он спустился на землю и оказался в провинции Идзумо.

Именно здесь он одержал победу над страшным восьмиглавым драконом Ямата-но Ороти, спас прекрасную принцессу Кушинада-химэ и взял её в жёны.

Окунинуси — ками земли, который с глубоким почтением почитается как покровитель Великого святилища Идзумо Тайся. Его имя, означающее «правитель великой земли», стало синонимом щедрости и заботы о земледелии и медицине.

Боги и ками синтоизма

Инари — один из самых популярных богов Японии. Первоначально он почитался как ками урожая, особенно риса, но со временем его культ перешёл и на удачу, став божеством успеха и процветания.

Инари неразрывно связан с образом священных лис кицунэ, которые считаются его посланниками. Лисы изображаются с ключом во рту, символизируя этим доступ к богатым запасам зерна.

Хатиман — бог войны и защитник воинов. В феодальную эпоху Японии, особенно в период самураев, он стал символом доблести и патриотизма, а его культ распространился по всей стране.

Две могучие силы природы — гром и ветер — воплощены в фигурах богов Каминари и Фудзин, которые стали неотъемлемой частью синтоистского и буддийского пантеонов.

  • Каминари, известный также как Райдзин, бог грома, как Перун у славян, изображается с восемью барабанами, окружёнными сияющим ореолом. Эти барабаны символизируют грохот грома, способный отгонять злых духов.
  • Фудзин, бог ветра, перенял черты индуистского божества Ваю. Его характерная черта — огромный мешок, в котором заключены все ветра мира. Чаще всего Фудзин изображается рядом с Райдзином, что делает их парой природных сил.

Тории ворота в синтоистском святилище

Тэндзин — бог знаний и покровитель студентов, ками литературы и каллиграфии, представляет собой редкий случай, когда историческая личность стала божеством. Этот статус получил Сугавара-но Митидзанэ (845–903), один из величайших интеллектуалов Японии. Историк, поэт и мастер китайской литературы, он достиг вершины карьеры, став правым министром при императоре.

Однако его успех вызвал зависть у представителей могущественного клана Фудзивара, которые добились его ссылки на остров Кюсю под ложным обвинением в заговоре. Там, в должности губернатора, Митидзанэ завершил свои дни. После его смерти странные происшествия — от пожаров во дворце до неожиданной кончины его врагов — заставили народ увидеть в этом месть несправедливо погибшего.

Чтобы умиротворить его дух, Сугавара-но Митидзанэ был обожествлён как Тэндзин, а в его честь построен храм. Сегодня студенты по всей Японии молятся этому богу перед экзаменами.

  • Тоёукэ бимэ — богиня, дарующая пищу, кров и одежду, воплощает заботу о повседневной жизни.
  • Укэмоти-но ками, богиня пищи и семян растений, подчёркивает ключевую роль зерна как источника жизни.
  • Японская мифология также хранит историю о Ятагарасу, трёхногой вороне, которая олицетворяет божественное руководство. Эта фигура служит символом светлого пути и мудрости.
  • Эбису — покровитель рыболовов и торговцев, символизирующий упорный труд.
  • Дайкоку — бог богатства и защитник крестьян.
  • Бисямонтэн — дух процветания, который также ассоциируется с воинской доблестью.
  • Бэндзайтэн — богиня искусства, любви и знаний, почитаемая за вдохновение и творчество.
  • Фукурокудзю — олицетворяет долголетие и мудрость.
  • Хотэй — добродушный бог сострадания и веселья, часто изображаемый с большим мешком, наполненным дарами для людей.
  • Дзюродзин — хранитель долгой и благополучной жизни.
  • Идзанами, одна из первозданных богинь, стала повелительницей мира мёртвых, как Мара у славян или Хель у скандинавов.
  • Эмма-О, властитель подземного царства, выступает судьёй, определяющим участь душ.
  • Дзигокудаю, богиня смерти, символизирует неумолимость судьбы и неизбежность конца.
  • Адзисики-така — бог, связанный с сельским трудом, поддерживает фермеров, оберегая их работу.
  • Амацумара, покровитель кузнецов, искусства ковки и использования металлов в культуре.
  • Та-но Ками, бог земледелия и урожая, особенно почитается в сельских районах за защиту рисовых полей.
  • Ходэри — бог-рыбак, и Хоори — бог-охотник.
  • О-ямацуми, бог гор, является хранителем возвышенностей.
  • Ватацуми-но Ками, царь морей, управляет океанскими глубинами и защитой морских путешественников.
  • Сиоцути, покровитель морских путей, помогает людям преодолевать опасности морских просторов.
  • Тоетама-химэ, морская богиня, олицетворяет женскую энергию и силу воды.
  • В синтоизме есть божества, охраняющие семейный уют. Камадогами, бог семейного очага, символизирует тепло дома и заботу о близких.
  • О-гецу-химэ, богиня пищи и семян растений, обеспечивает людей всем необходимым для жизни, включая еду, которую готовят на домашнем очаге.
  • Цукуеми, бог Луны, символизирует ночное небо и порядок времени.
  • Амэ-но удзумэ, прародительница и покровительница жриц, олицетворяет женскую энергию.
  • Среди необычных существ выделяется Тэнгу — мифическое чудовище с красным лицом и крыльями, пугающее путников в лесах. Это существо часто представляется как двойственный символ: с одной стороны, опасность, с другой — мудрость и защита.
Сколько богов в синтоизме?
В синтоизме существует огромное количество богов, и их точное число трудно определить, поскольку в этой религии нет фиксированного списка божеств. Тем не менее в синтоистской мифологии принято говорить о тысячах ками, которые могут быть связаны с природными явлениями, объектами или местами. В некоторых источниках говорится, что их число может исчисляться миллионами, так как в синтоизме ками могут быть даже духами предков или проявлениями природных сил.
Самый главный бог в синтоизме
Самым главным богом в синтоизме считается Аматэрасу — богиня солнца. Она является символом света, жизни и порядка. Одна из самых почитаемых фигур в японской мифологии, и ей поклоняются как главному божеству, которое дарует свет и жизнь всей Земле.

Аматэрасу является также предком японских императоров, что делает её культ важным элементом японской государственной религии. В мифах говорится, что она правит небесами и поддерживает гармонию между небом, землёй и людьми.

Время возникновения синтоизма
Его корни уходят вглубь доисторического периода Дзёмон (около 14 000–300 гг. до н. э.), но формирование культовых практик, близких к современному синтоизму, принято связывать с эпохой Яёй (III век до н. э. — III век н. э.).

Период Яёй стал важной эпохой не только в сельском хозяйстве, когда японцы начали выращивать рис, но и в духовной жизни. Археологические находки свидетельствуют, что именно тогда появились первые предметы и практики, связанные с почитанием ками — божеств природы.

Хотя синтоизм как религия не имел канонических текстов, знания о его ранних практиках сохранились благодаря двум произведениям, написанным в начале VIII века.

«Кодзики» (712 г.), или «Записи о древних делах», содержит мифы о создании мира, рождении богов и истории первых японских императоров.
«Нихон Сёки» (720 г.), или «Хроники Японии», углубляется в исторические и мифологические события, подчёркивая божественное происхождение японской династии.

Эти тексты служат не только духовными руководствами, но и культурными памятниками, демонстрирующими, как синтоизм был вплетён в структуру общества.

💬 3
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии