Сирены — мифические существа из греческой мифологии, воплощающие в своём образе непреодолимую красоту и неминуемую опасность. Их чарующие голоса упоминаются в «Одиссее» Гомера. В этой легенде героический Одиссей и его команда сталкиваются с сиренами на пути домой. Действуя по совету волшебницы Цирцеи, Одиссей закрыл уши своей команде воском, чтобы те не слышали пение сирен, но приказал привязать себя к мачте, чтобы остаться свидетелем их легендарного пения и при этом спастись.
Мифы о сиренах — чарующих созданиях и опасных демонах — изначально не были так мрачны и трагичны. Согласно древнегреческим преданиям, когда-то они были светлыми существами, далёкими от образа беспощадных морских хищниц, в которых превратились позднее… и вовсе не по своей воле.
Сирены были дочерьми речного бога Ахелоя и, как считалось, одной из муз, хотя имени этой музы не установлено однозначно. Можно сказать, что изначально они были речными принцессами, то есть русалками.
Древнегреческий трагик Софокл упоминал нескольких возможных матерей, среди которых — муза эпической поэзии и науки Каллиопа, муза трагедии Мельпомена и муза танца Терпсихора. Другие легенды приписывают сиренам совсем иную родословную: по одной из версий, их матерью была богиня земли Гея. Есть также предания, что их создали боги морской стихии Форкий и Кето.
Ранняя история сирен рассказывает о том, как они стали символом опасности в море. Когда-то сирены были нимфами, спутницами Персефоны, дочери Деметры, богини плодородия. Когда Аид похитил Персефону, чтобы сделать её своей женой, они не смогли уберечь юную богиню, и Деметра, охваченная горем, наказала их, обратив в существ с телами птиц. С этого момента их нижняя часть стала птичьей, а верхняя осталась прежней, то есть человеческой.
По другой версии, нимфы сами обратились к богам, умоляя дать им крылья, чтобы найти подругу. Сирены бродили по миру в бесплодных поисках Персефоны, и в итоге поселились на острове, где горечь утраты постепенно сделала их пение не только чарующим, но и смертоносным. Они начали завлекать своих жертв сладким голосом и жестоко расправляться с пленёнными мореходами в отместку за человеческое равнодушие, так как люди не помогли им найти Персефону.
Существуют и другие легенды. В одной из них богиня Афродита возмутилась высокомерием нимф, отвергавших любовь и отказывавшихся от замужества, и в наказание навечно заточила их в облик получеловека-полуптицы. Другая версия рассказывает о том, как сирены поспорили с музами, утверждая, что поют лучше, чем дочери Зевса. Проиграв в соревновании, они подверглись наказанию: музы превратили их в птиц и сорвали перья, из которых сплели себе венки.
Существует множество интерпретаций количества сирен. Гомер упоминает двух, однако другие авторы описывают их как трио: Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия. Считалось, что эти существа знали тайны мироздания, но их магические песни несли только один исход — гибель. Со временем данный образ стал символом роковой женственности и губительного очарования.
Древние пророчества гласили, что сирены исчезнут, когда кто-то сможет проплыть мимо, не поддавшись их очарованию. Именно это и сделал Одиссей, который миновал губительный остров. Сирены бросились в море с высокой скалы и утонули (согласно второй версии — превратились в камни).
Сирен изображали на многих надгробиях. Здесь они поют прощальные песни и провожают усопших в царство мёртвых. В искусстве эти существа стали не только обличием опасности, но и воплощением скорбного очарования.
Сирена — это русалка или птица-женщина?
В древнегреческой культуре сиренами называли гибридных существ с телом птицы и лицом женщины. Однако в последующем, данный образ изменился, и их стали изображать как классических русалок.
Связь сирен с другими мифологическими персонажами, такими как славянские русалки, кажется невероятно тесной. Эти два мифа, несмотря на культурные и географические различия, имеют удивительные сходства: оба образа прошли путь от воздушных хранителей к водным духам, от защитниц до смертельно опасных соблазнительниц.
Подобная эволюция произошла и у славянских Берегинь. В древности берегини считались воздушными духами, защищающими людей от бедствий и способствующими плодородию. Они описывались как крылатые духи, невидимые покровительницы. По мере культурных изменений славянские берегини стали ассоциироваться с реками и озёрами, а впоследствии и вовсе обрели черты русалок.
Хотя путь трансформации здесь отличается. Если сирены изначально были дочерьми речного бога, потому впоследствии их и стали считать полурыбами, то вот берегини превратились в русалок вследствие ошибки. Со временем, когда славянская мифология уже забывалась, берегинь посчитали населяющими берега, хотя данное название произошло от слова “беречь”.
Интересно и то, что греческие сирены и славянские русалки (вилы) связаны с темой плодородия. В греческой мифологии мать сирен — Гея, богиня земли и покровительница урожая, что роднит её с образом славянской Макоши. Макошь в славянской традиции также считалась покровительницей урожая. Она также представляется в сопровождении берегинь или вил, которые служили её спутницами и помощницами.
Чем отличаются русалки от Сирен
В мифах сирены являются дочерьми речного бога Ахелоя и одной из муз, которую в разных источниках называют Каллиопой, Мельпоменой или Терпсихорой. Таким образом, это буквально полубожественные существа. Тогда как в европейской традиции русалки — это некие водные жители, а в славянской — души утопших.
Сирены представлялись с телами птиц и головами женщин. Лишь со временем их образ изменился, и они приобрели полурыбьи черты, создав тем самым визуальный мост с мифами о русалках.
Сирены и русалки привлекают людей совершенно по-разному. Магия первых заключена в их голосе и умении играть на музыкальных инструментах. Сладкие звуки манят к ним моряков, внушая иллюзию счастья и спокойствия.
Русалки действуют по-иному. Их сила заключена в красоте, внешней привлекательности. Очарованный такой красотой человек, словно забывает обо всём, и, следуя за ней, заходит в воду, где его ждёт погибель.
Как выглядит Сирена из мифологии Древней Греции
В византийском словаре X века говорится, что сирены от груди и выше напоминали воробьёв, тогда как нижняя часть их тел была женской.
В античном искусстве классического периода сирен изображали в виде птиц с женскими лицами. Примерно так в славянской мифологии изображают мифологических птиц Алконоста и Сирин.
Интересно, что сирены, которые выглядят как «морские девы с рыбьими хвостами», впервые упоминаются в VIII веке. Позже два образа соединились в одно целое, и этих существ стали изображать как женщин с рыбьими хвостами, птичьими крыльями и лапами.