Японский синтоизм | Боги и мифология

Синтоизм (синто) — это религия, культура, мифология и традиции Японии. Уникальная система верований отличается от большинства мировых религий своей связью с природой и стремлением к гармонии с миром духов.

Традиционная японская религия основана на вере в ками, то есть в духов или божеств. Эти боги могут быть связаны с природой: с деревьями, реками, горами, а также с предками или даже с местами, которые считаются святыми. Основные идеи — это уважение к природе и почитание духов предков. Люди в Японии верят, что ками могут помогать людям, если те ведут честную и правильную жизнь.

Синтоизм иллюстрация
Что такое японская религия синтоизм кратко и простыми словами. Суть и основа учения, боги и мифология синто │ © Web-Капище

Большая часть того, что мы знаем о синтоизме, записана в двух древних текстах: «Кодзики» (712 г. н.э.) и «Нихонги» (720 г. н.э.). Эти труды, созданные во времена ранних японских правителей, не просто рассказывают мифы, а создают фундамент национальной идентичности и описывают две эпохи:

  • Эра богов — когда миром правили божественные сущности, ками, творцы природы и явлений.
  • Эра императоров — время, когда потомки богов стали править Японией, олицетворяя собой связь между людьми и небесами.

Что такое японский синтоизм кратко простыми словами

В синтоизме поклонение сосредоточено вокруг ками — духов или божеств, чья природа удивительно разнообразна. Они обитают повсюду: в горах, реках, деревьях и даже в людях, совершивших великие подвиги. Ками — это не всесильные и непогрешимые боги. Они обладают человеческими чертами: могут быть добрыми и милосердными, а иногда — злыми и мстительными.

Ками могут быть как персонифицированные божества, так и безымянные духи. Они обитают в объектах природы, или даже в явлениях вроде землетрясений или эпидемий. Великие личности — военачальники, поэты или императоры — могут после смерти стать ками, если их деяния были настолько велики, что оставили след в истории.

Японские императоры традиционно считаются потомками богини солнца Аматэрасу, главной фигуры синтоистского пантеона. Это делает их не только политическими, но и сакральными лидерами.

Ключевым аспектом синтоизма является то, что добро и зло не противопоставлены. Божественный дух может быть как благословением, так и испытанием для человека. Ками отражают сложность самой жизни, где добро и зло часто переплетены. Их можно умиротворить, если приносить дары, совершать ритуалы и выражать почтение. Но разгневанный ками может вызвать бедствие, будь то засуха, наводнение или болезнь.

Синтоизм религия в Японии

Места поклонения в синтоизме называют дзиндзя, или святилищами. Они находятся повсюду: от оживлённых улиц городов до уединённых лесов на склонах гор. Каждое святилище посвящено одному или нескольким ками, и посещение таких мест — часть повседневной жизни многих японцев.

Хотя синтоизм — это древняя система верований, она остаётся живой частью японской культуры. Даже в условиях современной урбанизации японцы находят способы сохранить эту связь с природой и духовным миром.

На вершине мифологической иерархии в синто стоит Аматэрасу, богиня солнца. Она родилась из глаза бога Идзанаги, когда тот пытался очиститься после своего путешествия в мир мёртвых. В «Кодзики» говорится, что Аматэрасу получила власть над небесами и стала покровительницей Такамагахары — пристанища небесных ками.

Откуда пошло выражение «Как в воду глядел»
Откуда пошло выражение «Как в воду глядел»

Узнаем что означает фразеологизм «Как в воду глядел», в каких случаях используется, и откуда произошло данное выражение. Зачем человеку смотреть в воду,...

Кто такой Бука (существо из славянской мифологии)
Кто такой Бука (существо из славянской мифологии)

Когда ночь опускается на землю, когда каждая тень начинает жить свой жизнью, Бука выходит на охоту. Вы не слышите его шагов, но...

Если Аматэрасу воплощает небеса, то Инари — ками, близкий к земле и повседневной жизни. Инари является божеством урожая, удачи и лисиц, в том числе девятихвостых лис кицунэ. Его культ особенно популярен среди фермеров, купцов и бизнесменов.

Считается, что Инари каждую зиму уходит в горы, а весной возвращается, чтобы помочь людям вырастить и собрать урожай. Храмы Инари, которых насчитывается около 30 000, можно узнать по воротам тории ярко-красного цвета и статуям лисиц, символизирующих этого ками.

Суть религии синтоизма (основы учения)

Когда-то вселенная была хаосом — бесформенным смешением всех элементов. Этот первобытный хаос раскололся на две части: Равнину Высокого Неба и Острова Стрекоз, где зародилась земля. Этот момент разделения стал началом мироздания в мифологии синтоизма, а первым, кто содействовал этому, был бог или первый ками Амэ-но Минакануси.

Суть и основа синтоизма

После сотворения земли из хаоса появились первые божества. Среди них — пара Идзанаги и Идзанами, чья история стала основой мифологии синто. Они создали первые острова. От их союза родились многие ками.

Идзанами умерла, рождая бога Огня, оставив опустошённого Идзанаги. В ярости он обезглавил своего новорождённого сына, а затем отправился в Страну Мрака, чтобы вернуть жену. Однако увидев её изменившийся облик, он в ужасе сбежал, чем вызвал её ярость. Идзанами поклялась ежедневно забирать жизни тысячи людей, но Идзанаги пообещал, что будет способствовать рождению полутора тысяч новых, утверждая вечный баланс между жизнью и смертью.

После возвращения из Страны Мрака Идзанаги совершил обряд очищения в реке. Это омовение стало источником рождения новых ками, которые стали управлять миром:

  • Аматэрасу, богиня Солнца, родилась из капли воды, омывшей левый глаз Идзанаги. Ей была дарована власть над небесами и она стала главной фигурой пантеона.
  • Сусаноо, бог ветра и бури, появился из воды, омывшей нос. Он стал повелителем морей.
  • Цукуёми, бог Луны, был рождён из воды, омывшей правый глаз, и взял под управление ночное небо.

Особое место в мифологии занимает история соперничества между Аматэрасу и её братом Сусаноо. Он прибыл к ней на Равнину Высокого Неба, чтобы попрощаться перед уходом на землю. Но его поведение было далеко не братским: он разрушал рисовые поля и творил хаос. Аматэрасу, ужаснувшись, спряталась в небесном гроте, из-за чего мир погрузился во тьму.

Чтобы вернуть свет, другие боги устроили хитроумный ритуал. Они танцевали и смеялись, устроили шумное веселье, привлекая внимание богини. В конце концов, Аматэрасу вышла из своего убежища, и вновь настал день.

Сусаноо за свои поступки был изгнан на землю, а место его изгнания, как гласит легенда, стало землёй Идзумо — регионом, который до сих пор считается священным.

Японская религия синто

В мифах синтоизма космический порядок сменяется социальным. После эпохи богов наступает время, когда потомки небесных ками начинают управлять миром людей. Это связывает синтоистскую мифологию с японской историей, утверждая божественное происхождение императорской династии.

Первым, кто получил божественный мандат, был Ниниги, внук Аматэрасу. Он спустился на землю с тремя священными регалиями: мечом, зеркалом и яшмой, которые символизируют доблесть, чистоту и мудрость. Ниниги стал править людьми, а его потомок, Дзимму, объединил Японию и стал её первым императором. Таким образом, японские императоры утверждали своё право на власть как потомки Аматэрасу.

Боги синтоизма

Главные фигуры синтоистской мифологии — Идзанаги, Идзанами, Аматэрасу, Сусаноо, Инари.

Мифы синтоизма берут начало с пары прародителей — бога Идзанаги и богини Идзанами. По преданию, эти божественные близнецы стояли на Небесном мосту, смотрели вниз на хаос океана и решили создать землю. Они взбудоражили воду небесным копьём, и капли солёной воды, упавшие с его наконечника, образовали первый остров. Сегодня этот участок земли ассоциируется с островом Авадзи в районе Кансай.

Обосновавшись на созданном острове, Идзанаги и Идзанами начали формировать японский архипелаг. Их союз дал начало другим островам, а также множеству ками, олицетворяющих природные и духовные явления.

Однако семейное счастье оказалось недолговечным. Рождение бога Огня, Кагуцути, обернулось трагедией: Идзанами получила смертельные ожоги.

Среди всех ками Аматэрасу, богиня солнца, занимает центральное место.

Сусаноо, младший брат Аматэрасу, — фигура неоднозначная. Он символизирует разрушительные силы природы, но также известен своими героическими поступками. После изгнания с небес за свои выходки он спустился на землю и оказался в провинции Идзумо.

Именно здесь он одержал победу над страшным восьмиглавым драконом Ямата-но Ороти, спас прекрасную принцессу Кушинада-химэ и взял её в жёны.

Окунинуси — ками земли, который с глубоким почтением почитается как покровитель Великого святилища Идзумо Тайся. Его имя, означающее «правитель великой земли», стало синонимом щедрости и заботы о земледелии и медицине.

Боги и ками синтоизма

Инари — один из самых популярных богов Японии. Первоначально он почитался как ками урожая, особенно риса, но со временем его культ перешёл и на удачу, став божеством успеха и процветания.

Инари неразрывно связан с образом священных лис кицунэ, которые считаются его посланниками. Лисы изображаются с ключом во рту, символизируя этим доступ к богатым запасам зерна.

Хатиман — бог войны и защитник воинов. В феодальную эпоху Японии, особенно в период самураев, он стал символом доблести и патриотизма, а его культ распространился по всей стране.

Две могучие силы природы — гром и ветер — воплощены в фигурах богов Каминари и Фудзин, которые стали неотъемлемой частью синтоистского и буддийского пантеонов.

  • Каминари, известный также как Райдзин, бог грома, как Перун у славян, изображается с восемью барабанами, окружёнными сияющим ореолом. Эти барабаны символизируют грохот грома, способный отгонять злых духов.
  • Фудзин, бог ветра, перенял черты индуистского божества Ваю. Его характерная черта — огромный мешок, в котором заключены все ветра мира. Чаще всего Фудзин изображается рядом с Райдзином, что делает их парой природных сил.

Тории ворота в синтоистском святилище

Тэндзин — бог знаний и покровитель студентов, ками литературы и каллиграфии, представляет собой редкий случай, когда историческая личность стала божеством. Этот статус получил Сугавара-но Митидзанэ (845–903), один из величайших интеллектуалов Японии. Историк, поэт и мастер китайской литературы, он достиг вершины карьеры, став правым министром при императоре.

Однако его успех вызвал зависть у представителей могущественного клана Фудзивара, которые добились его ссылки на остров Кюсю под ложным обвинением в заговоре. Там, в должности губернатора, Митидзанэ завершил свои дни. После его смерти странные происшествия — от пожаров во дворце до неожиданной кончины его врагов — заставили народ увидеть в этом месть несправедливо погибшего.

Чтобы умиротворить его дух, Сугавара-но Митидзанэ был обожествлён как Тэндзин, а в его честь построен храм. Сегодня студенты по всей Японии молятся этому богу перед экзаменами.

  • Тоёукэ бимэ — богиня, дарующая пищу, кров и одежду, воплощает заботу о повседневной жизни.
  • Укэмоти-но ками, богиня пищи и семян растений, подчёркивает ключевую роль зерна как источника жизни.
  • Японская мифология также хранит историю о Ятагарасу, трёхногой вороне, которая олицетворяет божественное руководство. Эта фигура служит символом светлого пути и мудрости.
  • Эбису — покровитель рыболовов и торговцев, символизирующий упорный труд.
  • Дайкоку — бог богатства и защитник крестьян.
  • Бисямонтэн — дух процветания, который также ассоциируется с воинской доблестью.
  • Бэндзайтэн — богиня искусства, любви и знаний, почитаемая за вдохновение и творчество.
  • Фукурокудзю — олицетворяет долголетие и мудрость.
  • Хотэй — добродушный бог сострадания и веселья, часто изображаемый с большим мешком, наполненным дарами для людей.
  • Дзюродзин — хранитель долгой и благополучной жизни.
  • Идзанами, одна из первозданных богинь, стала повелительницей мира мёртвых, как Мара у славян или Хель у скандинавов.
  • Эмма-О, властитель подземного царства, выступает судьёй, определяющим участь душ.
  • Дзигокудаю, богиня смерти, символизирует неумолимость судьбы и неизбежность конца.
  • Адзисики-така — бог, связанный с сельским трудом, поддерживает фермеров, оберегая их работу.
  • Амацумара, покровитель кузнецов, искусства ковки и использования металлов в культуре.
  • Та-но Ками, бог земледелия и урожая, особенно почитается в сельских районах за защиту рисовых полей.
  • Ходэри — бог-рыбак, и Хоори — бог-охотник.
  • О-ямацуми, бог гор, является хранителем возвышенностей.
  • Ватацуми-но Ками, царь морей, управляет океанскими глубинами и защитой морских путешественников.
  • Сиоцути, покровитель морских путей, помогает людям преодолевать опасности морских просторов.
  • Тоетама-химэ, морская богиня, олицетворяет женскую энергию и силу воды.
  • В синтоизме есть божества, охраняющие семейный уют. Камадогами, бог семейного очага, символизирует тепло дома и заботу о близких.
  • О-гецу-химэ, богиня пищи и семян растений, обеспечивает людей всем необходимым для жизни, включая еду, которую готовят на домашнем очаге.
  • Цукуеми, бог Луны, символизирует ночное небо и порядок времени.
  • Амэ-но удзумэ, прародительница и покровительница жриц, олицетворяет женскую энергию.
  • Среди необычных существ выделяется Тэнгу — мифическое чудовище с красным лицом и крыльями, пугающее путников в лесах. Это существо часто представляется как двойственный символ: с одной стороны, опасность, с другой — мудрость и защита.
Сколько богов в синтоизме?
В синтоизме существует огромное количество богов, и их точное число трудно определить, поскольку в этой религии нет фиксированного списка божеств. Тем не менее в синтоистской мифологии принято говорить о тысячах ками, которые могут быть связаны с природными явлениями, объектами или местами. В некоторых источниках говорится, что их число может исчисляться миллионами, так как в синтоизме ками могут быть даже духами предков или проявлениями природных сил.
Самый главный бог в синтоизме
Самым главным богом в синтоизме считается Аматэрасу — богиня солнца. Она является символом света, жизни и порядка. Одна из самых почитаемых фигур в японской мифологии, и ей поклоняются как главному божеству, которое дарует свет и жизнь всей Земле.

Аматэрасу является также предком японских императоров, что делает её культ важным элементом японской государственной религии. В мифах говорится, что она правит небесами и поддерживает гармонию между небом, землёй и людьми.

Время возникновения синтоизма
Его корни уходят вглубь доисторического периода Дзёмон (около 14 000–300 гг. до н. э.), но формирование культовых практик, близких к современному синтоизму, принято связывать с эпохой Яёй (III век до н. э. — III век н. э.).

Период Яёй стал важной эпохой не только в сельском хозяйстве, когда японцы начали выращивать рис, но и в духовной жизни. Археологические находки свидетельствуют, что именно тогда появились первые предметы и практики, связанные с почитанием ками — божеств природы.

Хотя синтоизм как религия не имел канонических текстов, знания о его ранних практиках сохранились благодаря двум произведениям, написанным в начале VIII века.

«Кодзики» (712 г.), или «Записи о древних делах», содержит мифы о создании мира, рождении богов и истории первых японских императоров.
«Нихон Сёки» (720 г.), или «Хроники Японии», углубляется в исторические и мифологические события, подчёркивая божественное происхождение японской династии.

Эти тексты служат не только духовными руководствами, но и культурными памятниками, демонстрирующими, как синтоизм был вплетён в структуру общества.

💬 5
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии