В контексте славянской мифологии, мир делится на Явь, Правь и Навь. Эта триада, хотя и не имеет единой трактовки, остаётся одним из центральных элементов современных приверженцев данного верования.
Явь, простыми словами, обозначает земной, физический мир людей и всех явлений. Символизирует повседневную реальность, в которой живёт человек, со всеми её радостями и тяготами. Термины «наяву» и «явный», используемые в современном русском языке, схожи с понятием Явь, обозначая то, что является очевидным и воспринимаемым.
Навь, напротив, представляет собой иной, скрытый от глаз мир. Это область духов, мёртвых и неприкаянных душ, а также место, где обитают божества. Навь олицетворяет собой и загробное существование. Тесно связана с понятием смерти и потустороннего мира.
Правь же, в свою очередь, является наиболее спорным и неопределённым элементом этой триады. В одних трактовках Правь воспринимается как мир светлых богов, в других — божественный закон, управляющий вселенной, в третьих же его существование вообще ставится под сомнение.
Слово «навь» в древнерусском языке означало мертвеца, а «явь» использовалось для обозначения действительности как противопоставления сну или мечте.
Навь у славян что это такое простыми словами
Явь, мир живых, представляет собой повседневную реальность, в которой мы обитаем. Это сфера, где каждый человек сталкивается с радостями и трудностями, где проявляется вся гамма человеческих эмоций и событий. Явь – это видимый и ощутимый мир, доступный нашим чувствам.
Навь — это царство душ умерших. Можно сравнить Хельхеймом в скандинавской мифологии.
Корни слова «Навь» уходят в старославянские термины, обозначающие мертвеца или мёртвое тело, опасный дух умершего, нечисть. Навки (мавки) считаются воплощением трагически погибших или убитых, чьи души не нашли покоя. В болгарском фольклоре 12 навий высасывают кровь у рожениц, а в польском демоны Нави олицетворяют чуму.
Навь – сложное и многослойное понятие. В традиционном славянском понимании – мир духов и разнообразных сущностей, как добрых, так и злых. Здесь обитают души умерших, ожидающих своего перерождения, а также тёмные божества и демонические существа.
Этот мир нередко ассоциируется с опасностью и страхом, поскольку взаимодействие с потусторонним способно привести к серьёзным последствиям для живых. Однако Навь в данной концепции не следует путать с адом. Это не место вечных мук, а скорее мир, где души могут обрести покой или ждать своего возвращения в Явь.
Как выглядит навь? Возможно, это бескрайнее, мрачное болото, затянутое густым туманом. Или это прекрасное место, пейзажи которого не смогут представить себе даже самые талантливые художники. Здесь теряются границы между реальностью и иллюзией, где время и пространство текут по своим, непостижимым для живых законам.
Навь – это не просто мир душ людей, которые окончили своё земное существование, но также место обитания опасных духов и сущностей. Они – как тёмные волны, разбивающиеся о берег нашего мира, приносят с собой хаос и разрушение.
В мире Нави правят боги, которых называют тёмными. Это Вий, Чернобог, Мара (Марена), Кощей. Однако в традиционном понимании, это не зло и не демоны, а именно божества, которые правят Навью.
Отделённый от нашего мира огненной рекой Смородиной, мир Нави доступен лишь для умерших. Путь через Калинов мост невозможен для живых, но легко проходим для души.
Не все души в Нави превращаются в злых духов. Некоторые остаются хранителями своего рода. Эти души обитают в Светлой Нави.
Истории о Нави могут быть лишь метафорами, отражающими страхи и надежды наших предков. Славяне, как и все древние народы, стремились объяснить неизведанное, создать систему, в которой каждая часть мироздания имеет своё место и значение. Навь, как мир мёртвых и тёмных сил, играла важную роль в этой системе, символизируя неизбежность смерти и необходимость жить по правилам добра.
Загробный мир в мифологиях мира:
- Рай и ад (христианство)
- Аннун (валлийская мифология)
- Адливун (эскимосская)
- Вальхалла и Хельхейм (германо-скандинавская)
- Джохк (древнеармянская)
- Дзигоку (японская)
- Дуат (древнегипетская)
- Иркалла (шумеро-аккадская)
- Манала (финно-угорская)
- Миктлан (ацтекская)
- Уку Пача (инкская)
Явь у славян
Кроме того, Явь означает и внутренний мир человека, его мысли, чувства и переживания. Это та часть бытия, которую мы можем познать и понять, хотя и не всегда контролировать.
Миры Яви, Нави и Прави существуют отдельно друг от друга, разделённые непроницаемыми границами. Однако, согласно народным поверьям и сказаниям, эти миры могут пересекаться. Взаимодействие живых с потусторонними силами часто приводит к драматическим последствиям. Заигрывание с обитателями Нави может стать роковым для человека, что неоднократно подтверждается фольклорными сюжетами.
Правь?
Правь – это сфера светлых сил и богов, высшие законы, управляющие мирозданием. Представляет собой гармонию и порядок, которому подчиняются как боги, так и люди.
Здесь важно отметить, что Правь не имеет упоминаний в традиционной славянской мифологии. В древних текстах это слово не встречается в том значении, которое придают ему сейчас. Простыми словами, считается, что Навь была выдумана.
Многие исследователи критически относятся к попыткам реконструировать древние верования на основе современных фантазий и интерпретаций. Тем не менее, концепции Яви, Нави и Прави продолжают жить.
Ирий или Вырий в славянской мифологии
Ирий, известный также как Вирий или Вырай, в славянской мифологии представляет собой древнее понятие рая и райского мирового дерева. Это мифическая страна, расположенная на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи.
Этимологическая реконструкция термина «Ирий» связывает его с представлениями о потустороннем мире, находящемся под землёй или за морем, куда путь лежит через воду, омут или водоворот. Этот потусторонний мир тесно связан с местом зимовки птиц и змей, которые, по славянским верованиям, являются воплощением душ умерших.
Первое упоминание Ирия встречается в «Поучении» Владимира Мономаха. В XIV веке архиепископ Новгородский Василий Калика в своём «Послании к тверскому епископу Федору Доброму о земном рае» описывает земной рай и ад, сформировавшиеся под влиянием языческих представлений. Ирий понимается как место, куда осенью скрываются змеи и птицы и откуда они появляются весной.
В мифах говорится, что Ирий может находиться на вершине мирового древа, где живут души умерших и ещё не родившихся, или в самой кроне этого дерева. Герои сказок, взбирающиеся на это дерево, находят там удивительный сад с невиданными существами и богами.
Ирий, как и многие другие элементы славянской мифологии, представляет собой сложное и многослойное понятие, объединяющее элементы природы, космологии и духовных верований. Этот мифический рай, где зимуют птицы и змеи, является символом неразрывной связи между жизнью и смертью.
В народных поверьях первая в Ирий улетает кукушка, ведь у неё хранятся ключи от его врат. Последним же улетает аист, запечатывая врата Ирия до следующей весны.
Согласно другой легенде, ключи от Ирия когда-то принадлежали вороне, но после того, как она прогневала богов, ключи были переданы жаворонку. Жаворонок, которого первым встречают весной, стал хранителем этих ключей.
В священном саду Ирий прячется солнце на ночь, туда уходит тепло и дождь, туда же уходят души умерших предков.
Древнее представление о душах, покидающих Ирий на птицах для нового рождения, нашло своё отражение в шуточной байке об аисте, приносящем детей. Это показывает, как мифологические образы могут трансформироваться и адаптироваться к современным представлениям.
За что отвечает Навь?
В славянской мифологии – это мир мёртвых, предков и духов. Он является одной из трёх составляющих вселенной, наряду с Явью и Правью.
Кто такая навья в славянской мифологии
Дух умершего человека, который не нашёл покоя и остался в мире живых. Такие духи считались зловредными и опасными. Они могли являться в разных формах и наносить вред живым.