Сошествие в иной мир Катабасис в славянской мифологии

Ночной лес, густой мрак, хруст сухих веток под ногами, где-то впереди — древняя избушка на курьих ножках или подземный вход в пещеру. Знакомая история из многочисленных сказок, об истоках происхождения которой мало кто задумывается.

Катабасис — термин, пришедший из древнегреческого языка, который буквально переводится как «сошествие вниз» или «спуск в ад». Однако важно понимать, что понятие «ада» не существовало в древних культурах. Вместо этого было представление о нижнем мире — пространстве, где обитают духи умерших и боги загробного царства. В славянской мифологии таким местом была Навь — подземный мир, где живут души предков.

Сошествие в иной мир Катабасис в славянской мифологии, фольклоре, сказках
Катабасис или сошествие в иной мир в мифологии и сказках │ © Web-Капище

Что такое Катабасис простыми словами

Катабасис, или спуск в иной мир, был универсальной темой, которая прослеживается в культурах многих народов, от древних шумеров до скандинавов. Почти всегда сопровождается следующим этапом — анабасисом, то есть «восхождением», возвращением из подземного мира. Сам факт возвращения делает героя не только уникальным, но и несущим в мир знание или силу, полученные в опасном путешествии.

В шумерской мифологии богиня Иштар спускается в царство Эрешкигаль. В германо-скандинавской мифологии Один, желая получить мудрость, спускается к источнику Мимира и приносит жертву в виде своего глаза. В синтоизме Идзанаги спускается за своей супругой Идзанами.

Эти истории, существующие в разных уголках мира и совершенно различных религиях, подчёркивают, что идея катабасиса, вероятно, сформировалось ещё тогда, когда человечество было единым народом, то есть до расселения группы людей по всему миру.

Хотя в славянских мифах явного описания сошествия в подземельное царство мёртвых не сохранилось, многие сюжеты народных сказок и мифологических рассказов намекают на этот мотив. В славянской традиции герои часто вступают в контакт с иным миром через такие символы, как лес, пещеры или водоёмы.

Например, в некоторых сказках главный герой отправляется в тёмное царство за спасением близкого человека или за магическим предметом. Пути к этому миру — всегда сложные, наполненные преградами и испытаниями, это всегда место мрачное, а иногда и полностью тёмное, что намекает на подземный мир (который изначально был в контексте повествования), могильную мглу. Нередко здесь пресутсвуют разбросанные кости, черепа, а также персонажи, которые в мифологии относятся к богам подземного мира.

Почему лес в славянских мифах заменил подземное царство? Лес — это граница между двумя реальностями. В густой чаще прячется неизвестное, жуткое, опасное. Для человека лес уже давно стал чужеродной стихией, где ему не рады. Входя в него, герой словно переступает грань между жизнью и смертью. Простыми словами, тёмный лес в мифах — это аллегория потустороннего мира. Древний миф о путешествии богов или героев в царство смерти превратился в сказку.

Лес с призраками
Главный герой готов спуститься даже в ад, чтобы вернуть любимого человека ★ © Web-Капище

Сошествие в подземный мир Катабасис в славянской мифологии

В славянском фольклоре особенно выделяются истории, такие как знаменитая новгородская былина о Садко и сказания о борьбе с Бабой Ягой или Кощеем.

Одним из наиболее ярких примеров катабасиса в славянской традиции можно назвать новгородскую былину о Садко. Здесь главный герой попадает во владения морского царя. В народном фольклоре морское царство символизировало иной мир, находящийся за гранью привычной реальности.

Когда герой оказывается в плену у морского царя, его путешествие превращается в метафорическое сошествие в иной мир. Здесь, в подводных глубинах, Садко сталкивается с непостижимой силой, но в итоге ему удаётся вернуться на землю, преодолев все испытания.

Как выглядит Катабасис арт картинка
Тёмный лес как метафора подземного мира ❖ © Web-Капище

Не менее впечатляющим примером является многочисленные сказки о Бабе Яге. Эти истории часто начинаются с похищения невесты героя. Подобные сюжеты, где герой отправляется спасать свою любовь из подземного мира, встречаются и в других мифологиях мира.

Похищение возлюбленной Бабой Ягой или Кощеем, это метафора смерти, то есть богиня или бог смерти забрал человека в подземный мир мёртвых, после чего главный герой отправляется за её душой, чтобы вернуть к жизни. Например, древнегреческий миф об Орфее и Эвридике рассказывает о спуске Орфея в подземное царство за умершей женой.

Антагонисты таких сказаний — Баба Яга и Кощей Бессмертный. Эти фигуры, несмотря на их карикатурный облик в поздних пересказах, являются древними божествами царства мёртвых. Баба Яга, предположительно, связана с образом Мораны, богини зимы и смерти, а Кощей, чьё имя происходит от слова «кость», олицетворяет царя костного мира.

Демоны семи смертных грехов
Демоны семи смертных грехов

В контексте христианской культуры, демоны являются противниками Добра, высшими силами Зла. Их первостепенное предназначение – уводить человеческие души от праведного пути и...

История происхождения породы Чихуахуа и их предки Течичи
История происхождения породы Чихуахуа и их предки Течичи

Крошечные собачки Чихуахуа, по верованиям древних ацтеков, сопровождают души в их последнем путешествии… Чихуахуа — самая маленькая порода собак в мире. Однако...

Баба Яга в русских сказках представляется пугающей старухой, живущей в лесу. Но исследователи мифов уверены: она — больше, чем ведьма. Её избушка окружена костяным забором и черепами. Больше того, избушка стоит на курьих ножках, а это — голбец или столбец, старинный надгробный памятник в виде миниатюрной избушки или просто крыши.

В мифах и сказках мира путь героя в иной мир часто сопряжён с обретением ключевых знаний или артефактов, которые помогают восстановить справедливость или вернуть что-то ценное. Однако это путешествие всегда требует платы, будь то испытания, жертвы или встреча с силами, которые невозможно одолеть обычным физическим способом.

💬 2
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии