Катабасис — термин, пришедший из древнегреческого языка, который буквально переводится как «сошествие вниз» или «спуск в ад». Однако важно понимать, что понятие «ада» не существовало в древних культурах. Вместо этого было представление о нижнем мире — пространстве, где обитают духи умерших и боги загробного царства. В славянской мифологии таким местом была Навь — подземный мир, где живут души предков.
Что такое Катабасис простыми словами
Катабасис, или спуск в иной мир, был универсальной темой, которая прослеживается в культурах многих народов, от древних шумеров до скандинавов. Почти всегда сопровождается следующим этапом — анабасисом, то есть «восхождением», возвращением из подземного мира. Сам факт возвращения делает героя не только уникальным, но и несущим в мир знание или силу, полученные в опасном путешествии.
Эти истории, существующие в разных уголках мира и совершенно различных религиях, подчёркивают, что идея катабасиса, вероятно, сформировалось ещё тогда, когда человечество было единым народом, то есть до расселения группы людей по всему миру.
Хотя в славянских мифах явного описания сошествия в подземельное царство мёртвых не сохранилось, многие сюжеты народных сказок и мифологических рассказов намекают на этот мотив. В славянской традиции герои часто вступают в контакт с иным миром через такие символы, как лес, пещеры или водоёмы.
Почему лес в славянских мифах заменил подземное царство? Лес — это граница между двумя реальностями. В густой чаще прячется неизвестное, жуткое, опасное. Для человека лес уже давно стал чужеродной стихией, где ему не рады. Входя в него, герой словно переступает грань между жизнью и смертью. Простыми словами, тёмный лес в мифах — это аллегория потустороннего мира. Древний миф о путешествии богов или героев в царство смерти превратился в сказку.
Сошествие в подземный мир Катабасис в славянской мифологии
Одним из наиболее ярких примеров катабасиса в славянской традиции можно назвать новгородскую былину о Садко. Здесь главный герой попадает во владения морского царя. В народном фольклоре морское царство символизировало иной мир, находящийся за гранью привычной реальности.
Когда герой оказывается в плену у морского царя, его путешествие превращается в метафорическое сошествие в иной мир. Здесь, в подводных глубинах, Садко сталкивается с непостижимой силой, но в итоге ему удаётся вернуться на землю, преодолев все испытания.
Не менее впечатляющим примером является многочисленные сказки о Бабе Яге. Эти истории часто начинаются с похищения невесты героя. Подобные сюжеты, где герой отправляется спасать свою любовь из подземного мира, встречаются и в других мифологиях мира.
Антагонисты таких сказаний — Баба Яга и Кощей Бессмертный. Эти фигуры, несмотря на их карикатурный облик в поздних пересказах, являются древними божествами царства мёртвых. Баба Яга, предположительно, связана с образом Мораны, богини зимы и смерти, а Кощей, чьё имя происходит от слова «кость», олицетворяет царя костного мира.
В контексте христианской культуры, демоны являются противниками Добра, высшими силами Зла. Их первостепенное предназначение – уводить человеческие души от праведного пути и...
Крошечные собачки Чихуахуа, по верованиям древних ацтеков, сопровождают души в их последнем путешествии… Чихуахуа — самая маленькая порода собак в мире. Однако...
Баба Яга в русских сказках представляется пугающей старухой, живущей в лесу. Но исследователи мифов уверены: она — больше, чем ведьма. Её избушка окружена костяным забором и черепами. Больше того, избушка стоит на курьих ножках, а это — голбец или столбец, старинный надгробный памятник в виде миниатюрной избушки или просто крыши.
В мифах и сказках мира путь героя в иной мир часто сопряжён с обретением ключевых знаний или артефактов, которые помогают восстановить справедливость или вернуть что-то ценное. Однако это путешествие всегда требует платы, будь то испытания, жертвы или встреча с силами, которые невозможно одолеть обычным физическим способом.