Что такое тризна — краткое определение
Тризна — комплекс погребальных обрядов у славян, включавший подготовку тела, поминальное пиршество, песни, пляски и состязания (воинские и спортивные). Исторически тризна выполняла функцию проводов усопшего и одновременно общественного ритуала памяти и «помощи» душе в загробном пути. Современные исследования рассматривают тризну как совокупность ритуалов, часть которых (например, страва — поминальный пир) дошли до нашего времени в трансформированном виде.

Происхождение и этимология
Этимология термина обсуждается: есть версии, связывающие слово с праславянским *trizь* («трёхгодовалое животное») и ритуальными жертвоприношениями трёхлетних животных; другие лингвисты указывают на параллели с формами, означавшими конфликт/сражение (ср. сопоставления с индоевропейскими корнями). Также ряд исследований подчёркивает связь термина с обрядами воинского характера — состязаниями и «ритуальной войной», которые символизировали противопоставление жизни и смерти.
Структура и основные элементы тризны
Древнеславянская Тризна представляла собой сложный и многогранный обряд, который мог длиться несколько дней и включал в себя множество ритуальных действий. Хотя чёткого универсального порядка не существовало, и в разных регионах могли быть свои особенности, можно выделить основные этапы и элементы, характерные для этого погребального ритуала:
- Подготовка тела (омовение, одевание)
- Выкладка на поминальном месте, публичные воспоминания
- Песни, плач, иногда имитация горя (ритуальная скорбь)
- Воинские игры и состязания — демонстрация силы и мужества
- Поминальное пиршество (страва)
- Молитвы, требы и жертвоприношения богам (в дохристианское время)
В доме проводились определённые ритуальные действия, имевшие глубокий смысл:
* Из потолка могла доставаться одна доска, покойнику расстёгивали одежду, а входную дверь открывали. Считалось, что это помогало душе беспрепятственно покинуть мёртвое тело.
* На стол ставили сосуд с водой, чтобы душа могла омыться после выхода из тела. Затем эту воду выливали, а сосуд сжигали.
* На порог дома клали еловые ветви, чтобы не допустить смерть в жилище и защитить живых.
В этот же день начиналась активная подготовка к поминальной трапезе – страве. Готовилась большая часть блюд, среди которых обязательно были кутья и холодные постные блины. Кисель варили непосредственно перед застольем. Приготовлением всех этих блюд занимались исключительно взрослые женщины.
Второй день Тризны был посвящён поминальному пиршеству, известному как страва. Для его проведения часто выбиралось возвышение – курган или холм, где устанавливался поминальный стол. Первыми за стол усаживались самые близкие родственники покойного, затем дальние родственники и друзья. Детей и молодёжь старались оградить от прямого контакта со смертью, поэтому их либо сажали в дальний конец стола, либо для них устанавливали отдельный столик.
Блюда для стравы выбирались в соответствии с древними ритуальными традициями. На столе всегда присутствовали кутья нескольких видов, постные блины и кисель, которые гости должны были съесть обязательно. Если подавались пироги, их никогда не разрезали ножом; гости разламывали их руками. Считалось, что из пирогов должен был идти хлебный пар, предназначенный для душ умерших. Колющие предметы изымались со стола, чтобы «не уколоть покойника» или предотвратить конфликты.
После трапезы начиналось оплакивание покойного. Родные и близкие рассказывали истории из его жизни, вспоминая только хорошее. Вся страва могла длиться до конца ночи.
Важнейшим элементом обряда было сожжение умершего. Славяне верили, что огонь – это мистическая животворящая сила, которая очищает души умерших перед отправлением в небесную обитель. Смерть воспринималась как переход, и тело должно было как можно скорее расстаться с душой, чтобы не тянуть её обратно в мир живых. Костёр разводили большой, чтобы от него шёл высокий и широкий столб дыма, который служил путём для души на небо.
Исследования и летописные свидетельства фиксируют, что сочетание пиршества и воинских состязаний при погребении было типично для многих народов, что указывает на древнее происхождение подобных практик.
Смысл ритуала: символика и функции
Тризна одновременно — акт памяти и практическая «ритуальная помощь» душе усопшего. По одной из интерпретаций, веселье и состязания символизировали «победу жизни над смертью», отпугивали злые силы смехом и торжеством, а жертвоприношения и требы — обеспечивали благоприятный переход в иной мир. Ритуал также фиксировал статус усопшего, укреплял связи между родственниками и воинами.
Эволюция обряда и следы в современности
С распространением христианства многие элементы тризны были осуждены или переосмыслены; термин стал в ряде источников синонимом поминок. Тем не менее элементы — песнопение, поминальный пир (страва) и ритуализированное воспоминание — сохранились в народной традиции и на поминальных трапезах. Характерно, что православные письменные источники нередко критиковали «языческие» формы плача и демонстративных игрищ, что даёт материал для реконструкции изменений обряда в раннем средневековье.
Вам необходимо место в СПб для проведения поминок, чтобы должным образом почтить память усопшего? Вашему вниманию залы для поминок в Санкт-Петербурге «Помним-Любим». Сеть поминальных трапезных предлагает обустроенные залы в различных частях города и даже в Ленобласти. Отдельные залы и вкусное меню.
Одним из наиболее известных письменных источников, где упоминается Тризна, является «Повесть временных лет» – важнейший памятник древнерусской литературы. Однако описания обряда в ней довольно скудны и не позволяют полностью восстановить его точный порядок. Более подробные, хотя и фрагментарные, сведения можно найти в частях, посвящённых прощанию с князем Игорем и его женой, княгиней Ольгой. Эти упоминания дают ценные, хоть и краткие, свидетельства о существовании и значении Тризны в княжеской среде.
Также упоминание этих обрядов можно найти в летописи Переславля Суздальского, что свидетельствует о широком распространении Тризны на различных территориях Древней Руси. Эти летописные свидетельства, несмотря на свою лаконичность, являются важным подтверждением исторической реальности обряда и его значимости для древних славян.
В православной культуре понятие «Тризна» в её исконном языческом смысле практически исчезло, уступив место обряду поминок. Современные поминки, хотя и сохраняют идею поминальной трапезы, имеют мало общего со своей языческой прародительницей. Основное отличие заключается в отсутствии воинских игрищ, песен, плясок и жертвоприношений. Православные поминки сосредоточены на молитве, тихом воспоминании об усопшем и утешении близких.
На поминальном обеде близкие умершего собираются за одним столом, чтобы помянуть ушедшего добрым словом. Традиционно оставляют свободное место для покойного, ставят его фотографию, а в тарелку рядом кладут еду, символизируя его незримое присутствие. Главным блюдом на поминках является кутья – рисовая или пшеничная каша с добавлением сахара, мёда, орехов и сухофруктов. Также на стол подают салаты, котлеты, супы, блюда из рыбы и сладости.
Важно отметить, что православная церковь негативно относится к употреблению алкоголя на поминальных трапезах, рекомендуя отдавать предпочтение киселю или квасу. Молитвы играют центральную роль, помогая душе умершего преодолеть путь к Божьему Престолу и облегчая скорбь живых. Увеселительные мероприятия на поминках не проводятся, хотя иногда близкие могут показать небольшую видео-нарезку или презентацию о жизни усопшего, включающую фотографии и любимую музыку.
FAQ — главные вопросы
Чем тризна отличается от поминок?
Тризна — исторически более широкий комплекс ритуалов (пир, игры, состязания), тогда как поминки (страва) — часть этого комплекса, со временем термин стал синонимом поминок в народной речи.
Зачем устраивали воинские игрища при тризне?
Игрища символизировали проявление силы и чести усопшего, а также служили ритуальным отпугиванием злых сил; это могла быть и публичная демонстрация статуса.
Сохранилась ли тризна в современных обрядах?
Прямых полноценных тризн сегодня не проводится, но элементы (поминальные пиры, песни, рассказы о деяниях усопшего) присутствуют в поминальных практиках.