Боян Вещий — певец и сказитель древнерусский

Легендарный певец Боян Вещий. Был ли он лишь вымыслом, голосом ушедших эпох, или реальным человеком? Древнерусский музыкант, чьё искусство, как утверждают, вдохновляло князей и воинов, остаётся одной из самых таинственных фигур русской истории. Был ли он гением своего времени, чьи произведения были настоящими “хитами” или “шлягерами”, или неким собирательным персонажем многих певцов?

Если Боян был придворным музыкантом, то почему его назвали Вещим? По легендам, Боян обладал магическим даром, способным проникать в сердца людей и предвещать судьбу. Он не просто пел, но оживлял историю, превращая обыденные события в героические сказания.

Боян Вещий арт картинка иллюстрация
Древнерусский певец и сказитель Боян Вещий, иллюстрация © Web-Капище

Кто такой Боян Вещий

Когда в 1800-х годах в России впервые увидел свет древнерусский текст под названием «Слово о полку Игореве», никто не ожидал, что этот литературный памятник откроет перед современниками целый пласт культурного наследия. В этом тексте историки впервые встретили имя таинственного музыканта, гусляра, которого автор называл Боян. С ходом времени его имя стало символом творчества, музыкального гения и даже названием музыкального инструмента.

Боян, известный также как Баян, упоминается лишь несколько раз в «Слове о полку Игореве». Этот певец и поэт выступает в тексте как образец вдохновения, одарённости и умения переносить слушателей в эпический мир героических подвигов. Он становится своего рода покровителем музыки, поэзии и искусства.

Но кто же он на самом деле? Других исторических записей, упоминающих Бояна, не существует. Всё, что мы знаем, исходит из этого единственного источника. Историки и лингвисты до сих пор спорят, был ли Боян реальным человеком, мифологическим персонажем или аллегорией мастерства и мудрости. Само его имя имеет множество интерпретаций: от «наводящего страх» и «колдуна» до «повествующего» и «чародея». Такая многозначность лишь усиливает загадочность его фигуры.

Когда «Слово о полку Игореве» впервые было найдено, оно стало настоящей сенсацией. Этот древний текст, описывающий поход князя Игоря на половцев в 1185 году, не только раскрыл богатство языка и культуры древней Руси, но и показал, что художественное слово уже тогда было высокоразвитым. Упоминание Бояна на страницах произведения сразу привлекло внимание учёных.

Интересно, что имя Бояна постепенно перешло в повседневную плоскость. В XIX веке оно стало нарицательным для обозначения древнерусских певцов и гусляров. Его образ стал неотъемлемой частью русской литературы и искусства.

К концу XIX века имя Бояна неожиданно получило новое значение. Производители музыкальных инструментов, вдохновлённые его легендарной фигурой, начали использовать его как торговую марку. Так появился баян — музыкальный инструмент, названный в честь великого сказителя.

Сегодня Боян остаётся одной из самых загадочных фигур древнерусской культуры. Его упоминание в «Слове о полку Игореве» породило множество гипотез и исследований. Лингвисты изучают корни его имени, обнаруживая связь с древними верованиями и фольклором.

Древнерусский певец и сказитель Боян Вещий

Придворный певец русских князей

Согласно наиболее распространённой версии историков, Боян Вещий был придворным певцом XI века, связавшим свою судьбу с дворами чернигово-тмутороканских князей. В Слове о полку Игореве упоминается, что он воспевал подвиги трёх известных правителей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича. Также исполнял песни-сказания, порицающие Всеслава Полоцкого.

Боян, вероятно, обладал мастерством, схожим с искусством скандинавских скальдов. Эти поэты-сказители жили при дворах северных конунгов, воспевая их подвиги и мудрость. Подобно скальдам, Боян создавал (или только пел?) песни, которые могли быть хвалебными одами, возвеличивающими доблесть своих князей, или язвительными сатирами, обнажающими недостатки врагов. Его произведения, по всей видимости, отражали не только героизм князей, но и дух времени, выражая глубокие мысли о судьбе Руси, о человеческой природе, о борьбе добра и зла.

Все Полнолуния в 2024 году по месяцам (дата и время)
Все Полнолуния в 2024 году по месяцам (дата и время)

Полнолуние — событие, которое невозможно пропустить, даже если вы редко смотрите на ночное небо. Луна в этот момент являет себя миру во...

Кицунэ лиса в японской мифологии
Кицунэ лиса в японской мифологии

Лиса, у которой много хвостов, может жить 1 000 лет и обращаться в человека. Приготовьтесь, будет раскрыто много древних тайн! Кицунэ, или...

Не только певец, но и маг?

Образ Бояна в Слове о полку Игореве выходит далеко за пределы простого певца. Автор наделяет его мистическими чертами, называя вещим — провидцем, способным к предсказаниям. Более того, ему приписываются сверхъестественные способности, включая оборотничество. Боян мог «растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

Больше того, его связывают с Велесом (внук древнеславянского бога Велеса) — богом поэзии, творчества, богатства, достатка.

Существовал ли Боян Вещий на самом деле?

Существует ли доказательство того, что легендарный Боян Вещий, певец, воспетый в Слове о полку Игореве, был реальным человеком? Этот вопрос на протяжении веков волновал историков и любителей древнерусской культуры. Образ Бояна олицетворяет мудрость, магию слова и силу музыки, но мог ли этот сказитель быть чем-то большим, чем мифическая фигура, созданная для украшения литературного шедевра?

Боян Вещий иллюстрация © Web-Капище

На протяжении долгого времени сомнения в реальности Бояна были достаточно сильны. Многие считали, что его имя было заимствовано из болгарской традиции, что указывает на его вымышленную природу. Болгары действительно используют имя «Боян», что переводится как «рассказчик» или «певец». Возможно, автор Слова о полку Игореве просто воспользовался этим именем, чтобы создать образ коллективного собирательного певца.

Другие учёные полагали, что «боян» — это даже не имя, а нарицательное слово, обозначающее барда, гусляра.

Более поздние археологические и письменные находки поколебали скептические гипотезы. Оказалось, что в XI–XII веках имя Боян встречалось на Руси довольно часто, что опровергает утверждение о его заимствовании из болгарской культуры.

Несмотря на эти доказательства, определить, был ли Боян Вещий из Слова о полку Игореве конкретным человеком, всё ещё сложно. Возможно, его образ вобрал в себя черты нескольких реальных личностей, существовавших в XI веке, и был дополнен мифическими и поэтическими элементами, чтобы подчеркнуть силу искусства и магию слова.

В настоящее время общепризнанной считается точка зрения, что Боян Вещий является реальным историческим лицом, придворным княжеским поэтом-певцом.

Песни Вещего Бояна

Сохранившиеся отрывки из песен Бояна Вещего:

Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути

Тяжко ти головы…

Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше…

Тогда при Олзѣ Гориславличи…

Уже бо, братие, невеселая година въстала…

На Немизѣ снопы стелютъ головами…

Не буря соколы занесе чресъ поля широкая…

💬 0
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии