В мифологии древних ацтеков Миктлансиуатль, Леди Смерти, занимала особое место. Вместе с супругом, богом Миктлантекутли, она правила в Миктлане — царстве мёртвых, последней обители для тех, кто уходил из мира живых. Её облик — достаточно жутковатый: скелет в юбке из гремучих змей, с широко открытым ртом, которым она пожирает звёзды.
Миктлансиуатль и Миктлантекутли можно сравнить с Аидом и Персефоной древних греков или с Чернобогом и Марой из славянских мифов. Но, в отличие от Персефоны, она не символизирует смену сезонов или связь с миром живых — её мир неизменен и холоден. Она — хранительница порядка, наблюдающая за мертвецами, отслеживая кости, которые, по поверью ацтеков, в будущем возродятся в виде новых людей. Души умерших несли королю и королеве загробного мира дары — плату за покой в царстве Миктлан.
Богиня ацтеков Миктлансиуатль
История Миктлансиуатль, восходящая к древним временам, так и не потеряла своей актуальности. Она воплощает философию ацтеков, для которых смерть не была врагом или карателем, а лишь следующей фазой существования.
Путь в Миктлан — это сложный и мучительный переход, требующий упорства и стойкости; лишь сильнейшие преодолевали испытания и доходили до финального этапа — встречи с Миктлантекутли и самой Леди Миктлансиуатль. Встретившись с ними, душа отдавала им дары (те, что положили в места захоронений родные и близкие).
Для древнего народа ацтеков Миктлансиуатль была властителем и покровителем загробного мира. В честь неё устраивались праздники, где она, конечно же, была в центре внимания. Сегодня влияние Миктлансиуатль отразилось в мексиканском празднике День мёртвых, где её образ частично перенял символ Ла Калавера Катрина — скелет в красивых одеждах и шляпе.
Согласно ацтекским преданиям, Миктлансиуатль изначально была принесена в жертву, и через эту сакральную смерть обрела роль богини, став стражем мёртвых и хранителем костей. Её обязанность — охранять останки тех, кто ушёл из жизни, ведь именно из этих костей, как верили ацтеки, будут созданы новые люди.
Почему так называется
Имя происходит из языка науатль, древнего языка ацтеков, и дословно переводится как «Женщина Миктлана». Название раскрывает её статус владычицы нижнего уровня подземного мира, где обитают души умерших.
Название Миктлансиуатль также указывает на её связь с супругом, Миктлантекутлем («владыкой Миктлана»), с которым она правит подземным миром.
Как выглядит Миктлансиуатль
Миктлансиуатль в представлении ацтеков изображается либо в виде скелета, либо как женщина с лицом-черепом, тем самым олицетворяя смерть и загробный мир.
Считается, что именно она скрывает звёзды с приходом рассвета, поэтому её также изображали с широко раскрытым ртом, которым она поглощает небесные светила.
Особая деталь её облика — юбка из гремучих змей, которая символизирует её связь с верхним и нижним мирами, как бы объединяя их.
Миктлансиуатль и праздник День смерти
Современный образ Ла Калавера Катрина отчасти наследует черты Миктлансиуатль. На мексиканский День мёртвых (1 и 2 ноября) образ Леди Смерти оживает в костюмах и макияже. Здесь она представляется как хранительница памяти о предках.
Древняя богиня и современный мексиканский праздник El Día de Muertos (День мёртвых) тесно связаны через древние традиции, которые перешли от ацтеков к мексиканской культуре и сохранились до наших дней. В прошлом подобный праздник отмечался в августе, но с приходом католицизма несколько изменил свой вид и был перенесён на самое начало ноября.
Миктлансиуатль изображали в виде скелета или женщины с черепом вместо лица. Ла Калавера Катрина, хоть и была придумана художником Хосе Гуаделупе Посадой в начале XX века, представлена как скелет женщины, нарядно одетой, но с утончённым и даже праздничным видом.
Миктлансиуатль соответствия в других мифологиях мира
- Мара или Марена (славянская)
- Персефона (древнегреческая)
- Прозерпина (древнеримская)
- Хель (германо-скандинавская)
- Вант (этрусская)
- Клиодна, Эрикъюрэ (кельтская)
- Манат (древнесемитская)
- Спандарамет (армянская)
- Хине-нуи-те-по (маори)
- Эрешкигаль (шумеро-аккадская)
- Кали (индийская)
- Ниррити (индуистская)
- Си-ван-му (китайская)
- Идзанами (японская, синтоизм)