Сошествие в иной мир Катабасис в славянской мифологии

Сошествие в иной мир Катабасис в славянской мифологии

 

Катабасис — происходит от греческого слова, и буквально переводится как «сошествие в ад». Термина «ад» в языческих культурах мира не существоало, однако в прошлом существовали понятия нижнего или подземного мира. В славянском язычестве нижним миром называют Навь. Именно сюда и спускались различные герои мифов и сказок всего мира.

 

Сошествие в подземный мир или Катабасис прослеживается в культурах разных народов — в греческой и римской мифологии, в индийских и индейских сказках, у славян, скандинавов, шумеров и так далее. В Японском синтоизме это Идзанами и Идзанаги, в германо-скандинавском язычестве сошествие в нижний мир осуществляли Один и Хермод, в Вавилоне — Иштар, в Египте — Осирис, катабасис присутствует в карело-финском эпосе Калевала и так далее.

 

За столетия своего существования мифы сильно видоизменились, но и сегодня можно находить свидетельства присутствия катабасиса по некоторым признакам. К примеру, тождество славянских мифов и мифов других народов мира, по признаку присутствия сошествия в иной мир, можно обнаружить в некоторых из мифах и народных сказках. Как такового прямого упоминания сошествия героя или бога в подземный мир, в мир, где живут духи умерших и боги нижнего мира, найдено не было, однако некоторые из мифов, если провести небольшой анализ, говорят об этом вполне открыто.

 

Одним из самых явных примеров катабасиса в славянской культуре, является новгородская сказка-былина о Садко. В этой сказке, истоки которой исследователи находят в далёком пошлом, говорится о том, как Садко попадает в подводное царство и некоторое время живёт у подводного царя. Ещё одним распространённым в русском фольклоре сюжетом является путешествие героя в логово Бабы Яги. Чаще всего, в основе сюжета таких народных сказок лежит похищение Бабой Ягой или Кощеем невесты героя. Интересно, что во многих мифах мира причиной осуществления катабасиса является именно поиск своей жены или невесты. В одних случаях, как, например, в случае славянской сказки о бабе Яге, невеста похищается и увозится в иной мир, а в другом, как, например, в древнегреческом мифе об Орфее и Эвридике, герой спускается в иной мир за умершей женой.

 

Миф о герое, который отправляется в дремучий и враждебный лес, чтобы выручить свою невесту, является явным катабасисом. Во всех мифах, где присутствует данный сюжет, путь в иной мир крайне сложен, а окружающие пейзажи очень мрачные, что соответствует самому понятию «подземный мир» в сознании народа. Также стоит обратить внимание на антигероев этих сказок, которыми являются либо Кощей (Кощный бог, бог кощного (костного) мира, Чернобог), либо баба Яга (богиня нижнего, подземного мира, судя по всему — Морана). Оба этих божества являются властителями подземного царства мёртвых, поэтому можно с большой уверенностью предполагать, что в глубокой древности данные сказания выглядели немного по-другому, а герой на выручку своей невесте отправлялся вовсе не в дремучий лес, а спускался в подземный мир, что роднит славянские народные сказки со сказками других народов мира.

 

Анимационный мультфильм: Katabasis — The way through Mishicbatllaban (Катабасис — Путь через Мишикбатллабан)

 

 
 
2016-02-01, 13:36

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *