Праздник Рода и Рожаниц
Праздник Рода и Рожаниц отмечается 8 сентября. Род и Рожаницы, по мнению многих исследователей, занимали одно из самых важных мест в славяно-языческом пантеоне богов. Род и Рожаницы, по мнению Бориса Рыбакова — известного исследователя языческой культуры древних славян, были одними из самых почитаемых божеств.
Род — высший бог, прародитель всех остальных богов и людей. В старинных источниках так сказано об этом боге: «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети…». Есть предположение, что Род и Свентовид (Световит, Святовит) есть один и тот же бог, разные имена которого были присущи для разных племён. Две богини Рожаницы — Макошь и Лада (по некоторым версиям Лада и дочь Леля) были высоко почитаемы среди славян. В честь этих богов каждый год 8 сентября славяне устраивали праздник с шумными рожаничными пирами.
Рожаницы — верховные богини, которые покровительствуют рождению всего живого на земле. В «Вопрошании Кирика», памятнике словесности XII века, есть запись: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Рожаницы характеризуются как покровительницы любви и брака, рождения, богини весны и весеннего процветания, лета, летнего и осеннего плодородия. Некоторые исследователи выдвигают такую точку зрения, что в глубокой древности Рожаницы почитались наиболее высокого и могли быть выше Рода в существовавшем тогда пантеоне. Изображения Рожаниц глубокой древности выглядят как изображения двух лосих, или точнее — двух небесных лосих. В таком виде они перенеслись на русскую вышивку и древнеславянское прикладное искусство, где изображались в виде двух лосих, олених, лошадей, двух женщин, а позже — стилизованных орнаментов. Противники языческих традиций с негодованием писали в XIII веке: «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ», «готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания» «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам», «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола». А в XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» был записан такой вопрос, который задавали священники прихожанам: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?».
Праздник Рода и Рожаниц не просто так отмечается осенью — 8 сентября. В это время, когда наступает время сбора урожая, а многие полевые работы уже закончены, как раз и славили богов, которые способствуют плодородию и урожаю: Рода — родителя всего, и Рожаниц — покровительниц рождения, жизни и плодородия земли.
В этот день прославляли богов за то, что они подарили людям урожай. Главными блюдами на столе в этот день являлись: хлеб, пироги, различные каши, творог, яйца, сыр, квас, хмельной мёд и другие блюда.
В этнографии зафиксированы некоторые обряды, которые характерны для праздника Рода и Рожаниц. Один из этих обрядов называется «похороны мух». Для этого обряда ловят муху, таракана, комара, осу или другое насекомое, кладут в миниатюрную коробочку и хоронят в земле. Часто коробочки-гробики делают из моркови, редьки, свеклы и так далее. При этом существовали различные заговоры и песни. Смысл этого ритуала заключается в том, что, начиная с этого праздника, земля уходит в спячку, засыпают на зиму животные, насекомые и растения и, будучи «солидарным» с силами природы, можно войти в контакт с этими силами или же получить определённое «благословение», исполнение желаний.
Ещё одним ритуалом, который описан у этнографов, является обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженые в лосих или олених, показываются на опушке леса. После этого за ними в погоню пускаются парни. Когда ловят двух «лосих», одну отпускают, а вторую ведут на капище или к месту проведения праздника. Вторую девушку ругают за то, что она заставила побегать парней, а потом также отпускают. Этот ритуал является неким воплощением древнейшего мифа, который рассказывает о двух лосихах или оленихах, которые каждый год в определённый день выходили к людям, причём одна из них добровольно отдавала себя в жертву, а вторая уходила, не тронутая людьми. Обряд с лосихами очень характерен именно для этого праздника и указывает на его древние корни. Историки-славянисты указывают на то, что в глубокой древности Рожаниц изображали именно как двух лосих или олених.
Выбрать брокера для работы на Форекс сегодня очень нелегко. Если вы как раз в этом заинтересованы, то вам обязательно помогут отзывы verum option. Рейтинг брокеров для тех, кто хочет работать только с лучшими.