Трисветлое Солнце и Подземное Солнце
Трисветлое Солнце и Подземное Солнце
Солнце в мировоззрении древних язычников имело очень большое значение. Можно сказать, что Солнце играло ключевую роль в верованиях славян, занимало одно из самых важных мест. Недаром язычников называли ещё и солнцепоклонниками, так как обрядов и ритуалов, понятий и поверий, праздников связанных с солнцем, здесь огромное множество. Одних только солнечных или солярных знаков в искусстве славян несколько десятков самых разных форм и видов. В этой статье мы разберём два понятия, которые связаны с небесным светилом, а именно: Трисветлое или Тресветлое Солнце и Подземное Солнце.
С этими двумя понятиями в настоящее время связаны многочисленные мифотворческие теории, которые иногда очень близки к истине, а иногда абсолютно не соответствуют представлениям об этих вещах самих древних славян. Данные понятия уже давно расшифрованы и имеют ясное обозначение. Не раз приходилось слышать, что трисветлое Солнце — это Солнце, которое три раза возрождается за год, что это явление имеет какое-то мистическое значение, связанное с тройственной природой Солнца, особое состояние светила сияющего тремя светами и так далее. На самом деле, этому понятию есть два объяснения: одно менее официальное и менее достоверное, но всё же имеющее своих приверженцев, и одно официальное, поддерживаемое серьезными учёными, исследователями, этнографами и историками.
Первая версия трисветлого Солнца заключается в том, что оно освещает сразу три мира — Явь, Навь и Правь. У этой теории множество приверженцев, и такая теория имеет право на существование. Даже если в древности такого представления не существовало, сама по себе мысль вполне укладывается в философию и мировоззрение языческой культуры. Вторая версия трисветлого Солнца — это славянское понятие о трёх положениях Солнца на небосклоне, которое было очень популярным в изображениях на прялках, в вышивке, в украшениях дома, оберегах и так далее. На многих изображениях Солнце размещается в трёх разных позициях — утреннее Солнце, дневное Солнце и вечернее Солнце. Каждое положение имеет свои мифологические изыскания и потому считается отдельным ликом Солнца. Стоит отметить, что во многих древних культурах существуют боги утренней и вечерней зори, например в римском язычестве такой богиней считалась Аврора, у греков — Эос, у славян — Заря Зареница или Зорька. Исследователи славянских верований считают, что Зорькой и Вечоркой славяне называли не зарю от Солнца, а последнюю утреннюю звезду и первую вечернюю звезду. Утренняя и вечерняя Зори являются сёстрами (иногда упоминаются как жёны) Даждьбога или Хорса (боги Солнца). Утренняя Зорька подготавливает Солнце к путешествию по небосклону, выводит его коней, запрягает колесницу. Вечерняя Заря — Вечорка, принимает коней Даждьбога и помогает ему отправиться в ночное путешествие по миру мёртвых.
Не прерывая рассказ о трисветлом Солнце, можно перейти к Солнцу подземному, вокруг которого также немало недостоверных современных мифов и версий. Подземное Солнце — это не какое-то эзотерическое светило, которое светит мистическим светом из-под земли, рождая различные эффекты и силы. Подземное Солнце тесно связано с тремя ликами небесного Солнца. По поверьям древних славян, после того, как Солнце уходит за горизонт, оно отправляется в подземный мир мёртвых, где освещает обитель предков. Именно такое Солнце изображают на тех же прялках и других предметах труда, быта, оберегах, оружии и так далее. Обычно это выглядит как три изображения светила на небосклоне в верхней части и одно изображение Солнца ниже линии Земли, то есть Солнце, которое светит в подземном мире. Стоит отметить, что такое представление о Солнце, которое после заката уходит освещать мир мёртвых, существовало не только на Руси и в других славянских Землях, но и в других странах, к примеру, в Египте. Это говорит о том, что данное представление относится к эпохе индо-европейцев, которое затем, после разъединения народов, сохранилось в разных культурах с небольшими изменениями.
Стоит обратить внимание на ещё одно мифологическое воззрение славян, относительно путешествий Солнца. Днём Солнце скачет по небосклону — его везут кони, поэтому головки коней, которые часто использовались в изображениях на оберегах, тоже можно назвать солнечными или солярными знаками. Ночью, когда Солнце уходит в мир мёртвых, его тянут по реке мёртвых уточки (или другие водоплавающие птицы). Уточки, которые часто использовались в качестве изображения для оберегов, также относятся к солнечным или солярным символам, так как являются движущей силой для Солнца. Здесь же стоит обратить ваше внимание на то, что обереги с изображениями коней (дневного солнца) чаще всего являются мужскими оберегами, а с изображениями уточек (ночного солнца) — женскими. Такие разносторонние обереги говорят о некоторых понятиях древних славян относительно женщин, символами которых были уточки подземного Солнца, а также лунницы — символы ночного светила Луны. Женщины являются связанными с иным миром более сильно, чем мужчины, поэтому среди них наиболее чаще встречаются колдуньи, ворожеи, жрицы и так далее. Также связь женщины с иным миром обуславливают её способностью к рождению жизни, то есть открытию особого «прохода» для перемещения душ из мира Нави в мир Яви.
С путешествием Солнца по подземному миру связано и поверье в Ящера (Змея, Дракона, Коркодила), который проглатывает Солнце на закате и выпускает его из своей пасти утром, на восходе. По этой причине Ящера также изображали с двумя головами, а самого подземного Бога считали богом и подземного Солнца. Если дневному Солнцу покровительствует Даждьбог, а также Хорс, Ярило и некоторые другие боги, то божеством подземного светила, безусловно, считается именно Ящер, которого в этой роли часто изображали и на вышивках, и на оберегах, и в оформлении различных предметов в древней Руси.