Язычество Эвенков

Шаман эвенков

Эвенки проживают на территории Российской Федерации и являются коренным народом России. Кроме того, эвенки проживают в Монголии и Китае. До 1931 года эти народы называли тунгусами, однако позже самоназвание эвенки (эвенкил), которое распространено среди самих групп этих племён (эвенки, орочены, бирары, манегры, солоны), стало официальным. Исследователи данной народности предполагают, что эвенки появились в результате смешения жителей Восточной Сибири с племенами тунгусов из Прибайкалья и Забайкалья.

Проживая в отдалённых местностях России, на протяжении многих столетий они смогли сохранить культуру и верования практически нетронутыми. Сами верования эвенков необычайно интересные, являются очень самобытными и в своём роде уникальными. Шаманские практики, обряды, ритуалы, магические действия, праздники, особые способы почитания Богов, мифология и многое другое. Всё это говорит о богатом культурном наследии, которое сохранили эвенки для современного человека.

Как яркая традиционная особенность, очень интересны обряды кормления духов, подношений, дарений и просьб. Так как эвенки обожествляют и одухотворяют природу, то везде и всюду обращаются к духам и сущностям, чтобы они помогли человеку, чтобы они не трогали человека или чтобы подарили то, о чём человек просит. Везде и всюду существуют свои духи, и каждый раз необходимо их нужным образом благодарить. К примеру, духа огня всегда кормят лучшим куском мяса. Если эвенк разводит костёр и готовит на нём пищу, то в качестве благодарности он выбирает лучший кусок и бросает его в огонь, тем самым подкармливая огонь, чтобы в следующий раз духи огня вновь помогли и накормили его. Если огонь разжигается, чтобы согреться, то в качестве дара в пламя бросается щепотка табака или что-то другое. Также дарения проходят на дорогах и путях, когда эвенки дарят духам того или иного места красивые полоски ткани, подвязывая их на деревья или камни. Дары оставляются возле родников, у рек и водоёмов, в лесах, горах и так далее.

Эвенки

Буни, Букит, Були — загробный мир, мир умерших. Есть интересная легенда, которая рассказывает о том, откуда взялся загробный мир. Некогда все души жили на земле и из-за того, что новые люди рождались, а старые никуда не уходили, произошло перенаселение Земли стариками. Мифический герой Хедау, который также считается и первым умершим человеком, нашёл отверстие в земле, которое ведёт в иной мир. До этого отверстие было закрыто котлом, и когда Хедау убрал котёл, старики стали умирать и переселяться в мир мёртвых — Буни. Жизнь на земле нормализовалась и души стали путешествовать из одного мира в другой.

Интересно поверье эвенков насчёт самой жизни в загробном царстве. В какой-то мере такое представление о потусторонней жизни схоже с представлениями древнего Египта. И в Египте и у эвенков души в ином мире живут точно так же, как и на Земле, то есть — строят дома, охотятся, ловят рыбу, ходят в одежде, женятся, едят обычную пищу и так далее.

Чтобы отправить душу умершего человека в Буни, шаманы совершают особые обряды и ритуалы. Интересно, что проводы души из этого мира в потусторонний проводятся не ранее чем через год после смерти человека. Также считается, что шаман может посещать мир мёртвых Буни в результате камлания — особого шаманского танца или транса. В Буни всё наоборот: плохое — это хорошее, верх — это низ, твёрдое — это мягкое, сломанное — это целое и так далее. По этой причине, в качестве похоронного инвентаря умершему кладут сломанные вещи, разорванную одежду.

Человек (шаман) в загробном мире также не виден  его обитателям, как и души умерших не видны людям в нашем, явном мире. Присутствие человека души из Буни могут почувствовать, если только сам человек этого захочет. Считается, что голос человека в ином мире душами из Буни будет приниматься за треск огня, шаги за вой ветра или мышиную возню и так далее. Шаман из иного мира может изгнать человека так же, как шаман нашего мира изгоняет духов (призраков) в нашем мире.

Буга, Бува, Боа — реальность, то, что нас окружает, мироздание. Словом «Буга» обозначают как весь видимый мир, так и верховного Бога. Весь Буга делится на три мира — верхний, средний и нижний. Верхний мир — это мир Богов, вход туда виден на небосклоне — это свет Полярной звезды.

Не менее интересен и пантеон языческих богов Эвенков, который перекликается с пантеоном богов древних славян и может различаться лишь в некоторых элементах и именах.

Буга — верховное божество. Буга  или Буга Мусин выглядит как самка лося или оленя. Иногда представляется старой сгорбленной женщиной. Судя по многочисленным трудам историков-славянистов, в языческой традиции племён древней Руси именно так представлялась Макошь.

Шаманское камлание

Сэвэки — творец Земли. В славянской традиции Сэвэки — это Сварог.

Харги — брат Сэвэки, его тёмная сторона. Когда Сэвэки при помощи своих помощников создал землю и крепко заснул, он захотел похитить её из-под него, но после долгих попыток только вытянул Землю и сделал ещё больше.

Агды — гром огня и молнии (у славян — это Перун). Иногда Агды представляется, как старец, который просыпается весной, пытается развести огонь, высекает кресалом огонь и от этого на земле происходят громы и молнии. Иногда бог грома представляется небольшим человечком с головой медведя и орлиными крыльями; огромной птицей, от полёта которой происходит гром, а от огненных глаз молнии. Агды олицетворяет верхний мир.

Баха — мифологическая лягушка, которая подняла землю из морских глубин. Есть две версии, зачем Баха подняла Землю из воды. По одной версии, об этом её попросил творец Сэвэки. По другой, она сделала это, чтобы помочь змее, которая мёрзла в воде и хотела погреться. После того, как лягушка подняла землю, Харги выстрелил в неё, лягушка перевернулась и с тех пор поддерживает землю лапами, чтобы та вновь не утонула. Лягушка Баха является олицетворением среднего мира или мира людей. Её изображение часто присутствует в атрибутике и одежде шаманов.

Дябдар — гигантский змей. Участвовал в сотворении мира. При сотворении изгибами своего тела пролагал русла рек.

Сэли — мифологический мамонт, который также, вместе с Дябдаром и Бахой, участвовал в сотворении земли.

Дуннэ — хозяйка земли, тайги и территорий эвенков. Дуэнте — хозяин тайги. Выглядит как получеловек-полумедведь.

Калу (Калгама, Калдяма, Кагдяму) — хозяин гор. Ведает рыбой и пушным зверем. Представления о Калу очень интересные. Стоит отметить, что описания этого духа эвенков удивительным образом совпадает с описаниями загадочного Снежного Человека или Бигфута. Калу — это великан с остроконечной головой. Калу живут племенами в отдалённых пещерах в горах. Иногда они спускаются с гор и похищают людей.

Майин — хозяин или хозяйка верхнего мира. Майин покровительствует шаманам, а также посылает удачу и благополучие людям. Словом Майин также обозначаются невидимые нити, за которые Бог держит все живые существа в мире, от людей и до мельчайших травинок. Если нить обрывается, живое существо заболевает и умирает.

Манги (Мани) — медведь-великан, предок, охотник, защитник Солнца.

Хэглэн — медведица, которая похищает Солнце (наступление ночи). Медведь Манги догоняет Хэглэн и возвращает солнце на место (наступление дня). При этом у эвенков есть представления о Млечном пути на небосводе, который является лыжным следом медведя Манги, который преследует медведицу. С этим мифом связана также и история появления на земле лосей. Во время охоты маленький небесный лосёнок испугался выстрела охотника, отскочил в сторону и через отверстие — Полярную Звезду, упал прямо на землю, где и стал первым среди лосей.

Мугды (Мугдэ) — душа умершего. Души умерших людей живут как в ином мире, так и среди живых, защищая их от болезней, от духов злых шаманов и колдунов, а также от недоброжелательных духов нижнего мира.

Омиан-мама — богиня покровительница деторождения. Оми (Омие) — души людей, которые до рождения выглядят как птички, которые сидят на ветвях Мирового Древа (в некоторых вариантах — у истоков мировой реки или на звезде). Оми обычных людей могут выглядеть как маленькие птички или даже птенцы в гнезде, а Оми шаманов выглядят как  перелётные птицы или большие птицы — орлы, лебеди и т.д. Оми спускаются из мира душ в явный мир в виде птичек, хвоинок, пушинок или даже гриба-дождевика. Они попадают в женщину и рождаются в виде человека. Интересно, что у шаманов существует даже ритуал выкрадывания душ из мира нерождённых душ для матерей, у которых не получается зачать ребёнка.

Души людей в представлениях эвенков являются точной копией реального человека. Эвенки верят, что когда человек видит свою тень, отражение в зеркале или на блестящей поверхности, он видит свою душу.

Мусун, Мухун, Мусины, Мусен – духи-хозяева природных явлений, таких как ветер, дождь, течение рек и т.д. Также считается, что эти духи присутствуют в различных предметах и вещах. Существуют Мухун домашнего очага, человеческого слова, лука и стрелы, гор, водоворотов, перевалов гор и так далее. Мухун — есть обожествление всех вещей, явлений и даже событий. У всего, что происходит в подлунном мире, есть свой дух, покровитель и хозяин.

Подя (Пудя, Того Мусун, Той Мураки, Тава Эдени, То Эдени) — дух огня. Подя — главная домашняя святыня, которая заботится о благополучии, пропитании, изгнании недобрых духов. С огнём связано много традиций, которые нельзя нарушать — нельзя оскорблять огонь, бросать в него разные грязные предметы, плевать, рубить рядом с огнём дрова, чтобы не поранить духа. Подя также и покровитель охотника. Он всегда следует впереди и пытается поймать душу зверя, если ему это удалось, то охотник вернётся с добычей.

Синкэн  (Хинкэн, Шинкен, Баякай, Балакча, Дачечен, Могун, Урэтки, Яку) — покровитель охоты и промысла.

Сэвэн — духи-помощники шамана. Духов Сэвэн имеется многочисленное множество — птицы, животные, рыбы и т.д. По поручению шамана они отправляются во все миры, где выполняют то, что потребовал шаман.

Торганэй, Торгани – предок медведей.

Тэму (Тэму эдени, Мутэмуни, Тахмуни, Мудико) — хозяин водной стихии. Помогает рыбакам в ловле. Тэму также называют касаток, которых считают морскими духами помощниками людей.

Чолбон — дух планеты Венера, которая видна на небосклоне. Чолбон символизирует утреннюю и вечернюю звезду. В славянской традиции Чолбон — это Заря, Зорька, Заря-Зареница и Вечёрка. У древних греков — Аврора.

Энгдекит — небесная река, которая соединяет верхний и нижние миры. Стоит отметить, что мифологическая река, соединяющая два мира, есть практически во всех языческих верованиях на земле. У славян она называлась река Смородина, у греков река Стикс и так далее.

Верхний мир с рекой у эвенков имеет довольно подробную структуру. Здесь течёт мифологическая река Энгдекит, у истоков которой лежит мир Нгактар — мир нерождённых душ, хозяйкой которого является Омиан-мама, и где живут души в виде птичек, которые ожидают рождения на земле. Ещё один мир, который находится чуть ниже по реке и представляет собой ягельное пастбище, носит название Кутурук — это мир нерождённых оленей. Каждый приток реки принадлежит отдельному роду шаманов. Вход туда лежит через водовороты в реке. Также и водовороты в настоящих реках считаются входами в верхний мир. Кроме того, в нижней части священной реки находится Буни, где в устье и на скалах живут предки людей. Также здесь существует семь порогов, где обитают злые духи.

Рассматривая традиции язычества современных эвенков, можно провести явные параллели между верованиями этих народов и верованиями и традициями славян и других народов мира. В одной из следующих статей мы вернёмся к эвенкам и подробнее рассмотрим их обычаи и обряды.

 
 
2014-10-29, 11:58

Читайте также:

комментария 2

  1. xenobyte:

    Благодарю!
    Действительно, очень интересно

  2. Благодарю Вы мне дали надежду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *