Календарь древних славян (сезоны, месяцы, дни недели)
Календарь древних славян (сезоны, месяцы, дни недели)
Календарные системы славян или способы подсчёта дней, месяцев и лет до сих пор вызывают жаркие дискуссии, но всё же кое-каких результатов исследователи смогли здесь добиться, изучив массу исторических документов, свидетельств и артефактов. Дело здесь обстоит не так плохо, как может показаться, и возможно, что в скором времени мы получим точные данные о календаре наших предков.
Учёные используют для исследования календарности в древней Руси различные средневековые письменные источники. Кроме того, изучаются исторические письмена и документы других стран, например Болгарии, мировоззрение и образ жизни в которых были очень схожи с образом жизни русских славян. Помогают и многочисленные находки древних культур.
Как же выглядел календарь наших предков?
Одно из летописных произведений говорит «овии по луне чтяху», то есть славяне вели счёт не по дням, а по ночам. Количество ночей объединялось в месяц. Заметьте, что название «месяц» происходит именно от ночного светила. Дней в месяце было ровно столько же, сколько и в наше время — 30 и 31 день, потому что количество дней в месяце определяется по убывающей и прибывающей луне и зависит только от движения небесного ночного светила, которое и в то время и в наше меняло свою форму одинаково. Было схожим и количество месяцев, потому что это также периодичность лунного и солнечного циклов. Подробнее о названиях древнеславянских месяцев вы можете читать в статье Месяцеслов.
Существуют версии, согласно которым дней в году у славян было меньше или наоборот больше, но на счёт этого есть большие сомнения, ведь большее или меньшее число дней уже через несколько лет дало бы ощутимый сбой в летоисчислении. Мало того — сбились бы со своих мест и праздники, что совершенно немыслимо в отношении солнечных праздников, которые отмечаются точно в солнечные солнцестояния и равноденствия. К тому же, научно доказано, что у древних народов и славян существовали солнечные «обсерватории», которые хоть и были довольно примитивными, но всё же с большой точностью определяли положение солнца и вследствие этого — даты и времени. Однако некоторые исследователи находят такие упоминания о календарях, которые рушат все приведённые доводы. Судя по этим упоминаниям, в древности существовал уникальный способ летоисчисления, когда дней в году было действительно меньшее количество, но для того, чтобы их постоянное уменьшение не нарастало бесконечно, один раз в високосный год к существующим 12 месяцам добавляли ещё один — тринадцатый, который и компенсировал недостаток дней.
Большие разногласия у исследователей вызывает количество дней в неделе. Есть предположение, что количество дней равнялось пяти (не было субботы и воскресенья), по другой же версии — количество дней было семь, как в наше время. Откуда пошло мнение, что было пять дней? Дело в том, что названия пяти «рабочих дней» имеют русские названия, то есть понедельник (после недели первый), вторник (второй), среда (срединный), четверг (четвёртый) и пятница (пятый). Названия субботы и воскресенья имеют иностранное происхождение и могли быть занесены вместе с культурой христианства. Если же следовать другой версии, то дней в неделе было семь, только суббота и воскресенье имели другие названия. К примеру, известно, что воскресенье называли — Неделя (выходной, ничего не делать), и только затем его переименовали в честь воскресения Христа. Также, в защиту последней версии выступает название первого дня недели, который называется — Понедельник (после недели или следующий после седьмого дня — Недели). В пользу последней версии, которая утверждает, что дней в неделе было семь, указывает и старинное название субботы, которое в древности звучало как «шесток» или «шосток», то есть шестой день недели, тогда как название «суббота» произошло от еврейского слова «саббат» (шаббат, шабаш) — отдых, покой. В связи с этим, весы безусловно склоняются в пользу семидневной недели у славян-язычников. Если придерживаться последней точки зрения, то можно сделать вывод, что календарная система ничем не отличалась от той, что мы пользуемся сегодня. Понедельник (понеделок), вторник (второк), среда (середа, третейник), четверг (четверк, четвер), пятница (пятник, пятак), суббота (шесток, шосток, шестица, шестерик), воскресенье (неделя).
Ещё одной спорной деталью древнеславянской недели можно назвать среду или середину недели. Почему среду назвали серединой, если в семидневной неделе она идёт третьей? Было бы логично назвать серединой четверг… Всё встаёт на свои места, если предположить, что начало недели славянами принималось не с понедельника, а с воскресенья (недели), который был выходным днём.
Славяне, как глубоко верующий народ, каждому дню недели отводили свою участь и считали, что каждому дню покровительствует своё Божество. Как и во многих других странах Европы, где проживали славяне, почитаемыми считались четверг и пятница. Четверг посвящался громовержцу Перуну, пятница посвящалась Макоши. Неделя или Воскресенье почитались очень высоко и считались днями праздничными. Понедельник, по мнению многих исследователей, считался днём Луны. В некоторых странах прекрасно сохранилась этимология слова «понедельник» — Mandag (дат., шв.), Maanantai (фин.) от древнегерманского Manadagr – день Луны. Также вам наверняка будет интересно почитать гороскоп по дате рождения на «Astro Vision».
Возникают споры и насчёт сезонов, которые существовали у древних славян. Здесь нет однозначного ответа, но всё же стоит рассказать о тех версиях, что выдвигаются учёными-историками. Год у славян делился на четыре центральные точки года — дни солнцестояния и дни равноденствия, соответственно — Масленица, Купала, Радогощь и Коляда. Исходя из того, что лето и зима в языках различных славянских народов практически идентичны с минимальными отличиями, а названия весны и осени отличаются очень сильно, учёные делают предположение, что весна и осень были введены в славянскую культуру довольно поздно, а изначально существовали только два сезона — лето и зима. По другой версии, год делился на три сезона — весна, осень и зима, а название «лето» относилось ко всему году полностью. По этой версии, весна начиналась примерно с конца марта или начала апреля и длилась вплоть до праздника Купалы, затем шла осень, которая продолжалась до октября-ноября, после чего наступала зима.
Благодарю Денис за инфу. понедельник (после недели первый), вторник (второй), среда (срединный), четверг (четвёртый) и пятница (пятый), далее шестица и неделя. А считали все таки с недели, поэтому среда и в средине
а куда делась седьмица и осьмица?
Mic, Седмица — так называли всю неделю, состоящую из семи дней. Что такое \»осьмица\»? Восьмой день?
А откуда пошло поминание усопшего 9 и 40 дней? Да от туда, в неделе было 9 дней, в месяце 40 дней