Бог Велес
Велес (Волос) — является одним из самых известных и загадочных божеств древних славян. Ему приписывают роль ответственного за людей и животного мира в целом. Многие современные исследователи разнятся в своих выводах, однако точно одно — Велеса славили наши самые далёкие предки. Одни называют его скотьим Богом, покровителем скота, другие говорят, что скотий Бог покровительствует животной природе человека, третьи утверждают, что Велес — бог поэтов и богатства, является дедом знаменитого поэта Бояна, четвёртые говорят о его загробной сущности, о его задаче встречать души после смерти и провожать в мир мёртвых. Суждений на счёт бога Велеса существует большое количество, но разберём всё по порядку.
Происхождение имени Велеса до конца не выяснено. Некоторые исследователи отделяют имена Велес и Волос, и утверждают, что принадлежат они разным божествам. М. Фасмер предполагает, что Велес произошло от слова «велий» или «великий». Также не отвергается точка зрения, что Волос — волосатый, лохматый, волохатый. Очень может быть, что слово «волхв» происходит именно от имени бога Велеса. К тому же, многие волхвы, как известно, надевают одежду мехом наружу, уподобляясь тем самым Велесу.
Велеса сопоставляют с балтийским богом мира мёртвых Вяльнасой, Виелоной, Велнсом или Велсом. В индийской мифологии есть демон Вала, который пожирает скот. Велес по многим признакам соответствует скандинавскому Богу Вотану (Одину). Также многие склоняются к тождеству со скандинавским VALASS, который является богом волов. Велес по многим аналогиям схож с греческим языческим богом Аполлоном и римским Марсом. Гальковский в своей книге «Борьба христианства с остатками язычества» предлагает версию: у литовцев есть слово welis, что означает «покойник», wel’ei — души умерших, и это может означать, что Велес изначально был духом предков, домовым или овинником, который ухаживал за скотиной.
Некоторые исследователи говорят о том, что и Велес и Волос могут быть разными богами. Волос и Велес, как единый бог, имеет слишком много различий и противоречий самому себе. Так, под именем Волос часто подразумевают Змеиного Бога, Подземного, бога с чешуёй, того самого дракона, с которым борются древнерусские богатыри. А вот когда говорят Велес, то имеют ввиду либо на вид мудрого старика, либо бога в виде медведя, или же быка, который покровительствует домашнему скоту. Однако это мнение оспаривается, так как идолы в Древней Руси ставили только одному Велесу-Волосу, и достоверных упоминаний о их различной природе пока нет. Во всяком случае, сейчас принято считать, что Велес бык, змей, медведь, мороз являются ипостасями одного бога.
Одно из самых достоверных упоминаний о боге Велесе — это упоминание в договорах Киева с Царьградом Олега и Святослава. Клятва Олега: «Клящася оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом»; Клятва Святослава: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна, и в Волоса, скотья бога».
Вряд ли Велес был исключительно богом скота. Скорее всего, это одна из его не самых последних обязанностей или ипостасей. Также не стоит недооценивать роль скота в древнем мире. Если в наше время бог скота представляется совсем незначительным, так как в большинстве современных домов, кроме кошки, животных больше нет, то в древнем мире скот был основой не то что процветания или благополучия, а вообще жизни и выживания. В каждой семье была своя скотина — коровы, козы, свиньи и т.д. Домашняя скотина — это практически член семьи, который кормит всех людей. Скотий бог был наиглавнейшим в почитании, так как от благополучия и здоровья скотины могла зависеть жизнь всей семьи. Если Велес перестанет покровительствовать домашнему скоту, то лето ещё можно протянуть, но зиму пережить уже не получится.
Велесу помогают многочисленные помощники, его воинство, Велесичи — домовые, банники, лесовики (лешие), овинники, дворовые, полевики, полудницы. Велес является не просто скотьим богом, но также богом иного мира. Покровитель людей, повседневных дел, труда, прибыли, достатка, мудрости, ищущих знания.
Кроме того, Велеса ещё называют богом богатства. Существует поверие, что человек в поисках материального процветания должен обращаться именно к этому богу, так как Велес заведует всеми делами человеческими в этом мире. Дополнение: Скотий бог Велес.
О том, что заведует он не только животным миром, говорит обычай оставлять после жатвы на поле сноп сена — волоть, который ещё назывался «Волосовой бородкой» или «Велесу на бородку» — благодарное подношение богу, который помог собрать урожай. Вспоминая договор князя с греками, можно также предположить, что Велес, наравне с Перуном, следил за всеми договорами и клятвами, тем более теми, что шли от его имени.
Связь Велеса с потусторонним миром. Велес (водчий, пастырь мёртвых) встречает душу умершего в загробном мире на Калиновом мосту и проводит через реку Смородину в мир мёртвых. Изображают Велеса в виде мудрого рогатого старика с кривой палкой или пучком срезанных колосьев, либо в виде человека с бычьей головой. Кроме того, Велеса часто изображают в виде медведя. Забрёдший в поселение медведь считался воплощением бога Велеса, который хотел о чём-то предупредить людей. Представая в облике лесного зверя, Велес становится ещё и покровителем лесных угодий наряду со Святобором, покровителем путников, и здесь же имеет особое воинство духов — лесовиков или леших.
Считается, что Дед Мороз или Карачун — также одна из ипостасей Велеса, который заведует зимним лесом и зимней стужей.
Кроме того, Велеса или Волоса изображают Змеем. Его называют богом подводного (морского) и подземного миров. Отсюда и его связь (одно из его изображений) со змеем, драконом. Двух Богов — Перуна и Велеса — часто противопоставляли друг другу, как будто они были вечными противниками (бог Земли и бог Неба, бог обычных людей Велес и бог княжеской дружины Перун).
Так как культ Велеса был одним из главных в Древней Руси, естественно, что у него были свои капища и святилища. В Густинской летописи написано: «Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести». В Киеве идол Велеса стоял на, так называемом, «Киевском Подоле» в нижней части города у пристани на реке Почайны. Во время крещения в 988 году, как и идол Перуна, идол Велеса скинули в реку. В «Житии Владимира» говорится так: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи».
В пантеоне, который предлагал Руси Владимир, Перун всегда был выше Велеса. Велес был покровителем всей Руси, всех обычных людей, а Перун — богом князя и княжеской дружины. В Киеве Перун стоял на горе, а Велес под горой. Если принять во внимание, что Перун — это бог грома, грозы, небесной стихии, а Велес — земной и подземной стихии, то становится понятно, почему Перуна всегда ставили наверху, а Велеса внизу. В Македонии есть город Велес, который стоит прямо под горой Ильи-Пророка (Илья-пророк, в представлениях и мифологии славян, перенял на себя функции Перуна). В Хорватии есть посёлок Волоско, который также находится под горой Перун.
Ещё одно утверждение, что этот бог имел большую силу в верованиях язычников, донёс до нас некто Авраамий Ростовский в XI веке, который о Ростовском идоле Велеса, стоявшем на Чудском конце города, говорил так: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу». По одному из преданий, город Ярославль был построен на месте храма Медвежий Угол, посвящённого Велесу, в котором волхвы держали священного медведя «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Ярослав Мудрый по тому же преданию разогнал волхвов, убил медведя и разрушил храм Велеса.
Об ильменских словенах в рассказе о грамоте Александра Македонского в 17 веке написано так: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца». В Великом Новгороде также существовало капище Велеса и находилось оно на месте современной церкви Власия. В общем, доказательств того, что Велес был одним из верховных божеств языческого пантеона, предостаточно.
Именем Велеса называлось звёздное скопление Плеяд — созвездие Волосыни (Волосыни — жёны Велеса, их же, по утверждению Афанасия Никитина, называют Власожелищи). Млечный Путь назывался Волосожары. Деревьями бога славян Велеса считаются ель, сосна, орех, ясень, тис — из этой древесины делают обереги Велеса или кумиры. Вероятно, что на капищах Велеса висели черепа животных, а сам кумир был увенчан рогами и укутан в меха. Вероятнее всего, идол Велеса присутствовал на многих капищах, так как, кроме всего прочего, Велес является покровителем волхвов, колдунов, целителей, гадателей и т.д.
На праздники или в дни славления Велеса традиционными блюдами являлись молоко, творог и другие молочные продукты. Неправильным являлось употребление в пищу говядины, медведятины. Треба приносилась зерном, мёдом, хлебом, молоком, идол поливали пивом и квасом. В сказании о Построении града Ярославля мы можем прочитать: «Сему же многоказненному идолу и капище створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури», то есть приносились в жертву куры. Об этом также говорит чешская история, где чехи даже после принятия христианства приносили в жертву Велесу голубей и чёрных кур. Птицами Велеса считаются Ворон (по славянской мифологии два ворона сопровождают душу) и мудрая птица Филин.
Родион, О значении термина \»Скотий\» я писал в статье http://web-kapiche.ru/209-skot-skotina.html скотъ — др.-русск. «имущество, деньги, подать, богатство»
Всё одно, и светлое и тёмное это всё разные стороны одной и той же сущности, от того славяне и славили как светлых богов так тёмных, так что не стоит категорично относиться. Мы здесь учимся пока крутимся в колесе сансары и в разных воплощениях можем быть как и светлыми так и тёмными.
Доброго дня!Скажите, я ношу крест Велеса-это не говорит о том,что я поклоняюсь тёмному Богу?
Ящер и Велес,в чем сходства и различия? Это разные боги?
Игорь, Ящер и Велес — это, без сомнения, разные боги. Сложно ответить на вопрос — представляли ли древние славяне Велеса, как в образе быка, медведя, так и в образе змеи? Вполне возможно, так как Велес покровительствует всем лесным жителям.
Наше наименование Одина Велес. А Тора — Перун. И мифы наши совпадают с скандинавскими. В частности М. Ломоносов занимался их изучением. Он опубликовал так называему Ярику Русичей: удивительно, но сюжеты, которые там описаны точно свпали с сагами шведов, данов и норвеев. У нас были и Вальхалла и Рагнарек. И унифицированное название Одина тоже есть — Одинцово.
Блинцов. Познакомися с Вашими и не только, статьями о славянских богах. Что можно сказать? Без обид. Серьёзный дилетантский уровень средневековых представлений, основанный на профанации великих идей древности. Это не Ваша вина — это наша беда. Древние были умнее нас с Вами, они смогли зафиксировать свои знания и передать в далёкое будущее используя миф. Миф это очень специфический язык — транспортное средство для передачи информации. А мы такие \»умные\» до сих пор не можем этот язык понять и \»рожаем\» одну выдумку глупее другой.
Слава Богам и Предкам Наша! Слава Роду!
Почитаем Всех Богов Славим Янь и Инь СлавЯнИн.
Первые творят Разширяют Вторые сварачиват сжимают.
А в движение, весь сотворенный Родом и Сварогом статичный мир, привел Бог Велес!!!