Навигация по сайту
История древних славян » Славянская литература

 

Сегодня: вторник 06 Стужень (Студень) 2016

Сегодня нет Славянских праздников

    
4-11-2013, 11:38 | Просмотров: 8765 | Комментариев: 1 | Опубликовал: Блинцов

Поэтические воззрения славян на природу. А.Н.Афанасьев

 

Поэтические воззрения славян на природу автора Афанасьева Александра Николаевича является значимым произведением для исследования язычества, верований предков и их представлений об устройстве мироздания. Книга была написана в 1865-1869 гг. Можно сказать, что это один из самых ранних литературных памятников, что касается вопроса, который всех нас интересует. Многие, читая эту книгу, могут не согласиться с тем, что говорит автор. Некоторые и вовсе могут высказать уверенность в том, что для людей, которые являются современными язычниками, вряд ли может быть полезно это научное исследование. Данный труд вовсе не предназначен для того, чтобы укрепить веру в Богов, духов, иные миры и так далее. Книга "Поэтические воззрения славян на природу" написана с абсолютно научной, исследовательской точки зрения.

 

Что же это за книга, которая описывает жизнь, быт и верования древних славян и одновременно с этим держится в стороне от всего этого, ведёт себя только как наблюдатель? Произведение содержит очень много крайне интересного материала о древних славянах и их верованиях. Да, здесь очень хорошо и довольно подробно описаны верования, традиции, обычаи, ритуалы, но описано всё это так, как будто наши предки были безграмотными, необразованными людьми, примитивными существами, которые только-только преодолели порог животного царства и вступили на путь человеческого развития. С этим, конечно же, никак нельзя согласиться и это самое главное противоречие, которое возникнет у каждого, кто возьмётся за прочтение данной литературы.

 

Автор Афанасьев А.Н. пытается разобраться в причине появления верований, обычаев и традиций. Древние славяне, по его мнению, были людьми крайне необразованными и видели то, чего не было. По его мнению, все верования произошли по незнанию и по наитию человека, который не разбирался в окружающем мире, который увидел огромное небо и тут же его обоготворил, хотя на самом деле - это всего лишь бездушное небо. По его мнению, наивно полагать, что Боги вообще существуют. Афанасьев даёт понять своему читателю, что всё это придумали безграмотные люди, далёкие от науки и над всеми их верованиями можно лишь только улыбнуться. И всё же, как я уже говорил выше, книга невероятно полна таких вещей, которые могут дать наиболее полное представление о древнем язычестве. Здесь очень много качественного материала, который действительно стоит прочитать.

 

Афанасьев Александр Николаевич всё пытается обосновать с научной и атеистической точки зрения. Всё происходит примерно так: люди мёрзли зимой и поэтому считали, что их мучает Марена, или: люди не понимали, откуда берётся ветер, и поэтому считали, что ветры посылает на землю Бог Стрибог. Описание, конечно, утрировано, но в полной мере может раскрыть понимание Афанасьева причину возникновения древних поверий. Но если отбросить в сторону его предположения, книга становится настоящим кладезем древнеславянской мудрости. Хотя, может быть потому, что она была создана в редакции такого неверующего ни в чего автора, она и дожила до наших дней в целости и сохранности!?

 

Восхваление язычества вовсе не было целью автора. Он только лишь пытался разобраться в сути вещей. Что, почему, как и откуда? Для этих целей он обращается к древним мифам, разбору старославянских слов, происхождению понятий. Как говорит сам Александр Афанасьевич: лишь одно забытое слово может тут же уничтожить целый пласт культуры. На одном слове может держаться понятийный смысл десятков представлений о мире и, забыв только лишь одно слово, выкинув его из употребления, мы тут же теряем понимание многих вещей. Как ни удивительно, но в своей книге ему удаётся это доказывать, и он блестяще преподносит свои выводы читателям. Именно таким исследованием и занимается Афанасьев в своей книге, поднимая из прошлого давно забытое и восстанавливая по крупинкам общую картину, составляя невероятно красивое панно из разрушенной временем мозаики.

 

Афанасьев открывает целый пласт символов и аллегорий в представлениях, повериях и сказаниях славян. Все они связаны с поэтическими воззрениями наших предков на окружающий мир и природу. То, что в сказках, былинах может казаться жестоким и даже кровавым, он интерпретирует как обычные явления природы, которым люди придали человеческий вид. Это ни что иное, а наблюдение человека за природой и отождествление всего этого с человеком и Богами. После этой книги можно совершенно по-новому посмотреть на все сказки и сказания, которые теперь покажутся не жестокими, а понятными и ясными.

 

Мы сейчас уже даже не догадываемся, из чего, из каких представлений родились те образы и сказочные герои. Афанасьев со своей точки зрения приписывает их наблюдениям за природными явлениями, такими как облака, звёзды, гром, молния, водная стихия и так далее. Вполне можно предположить, что многие из этих заявлений действительно правдивы и имеют под собой крепкую почву. Однако всё же не стоит на сто процентов принимать всё написанное за чистую монету, ведь некоторые вещи являются лишь теорией автора Афанасьева А.Н.

 

Из книги "Поэтические воззрения славян на природу" вы узнаете истинное значение слов, которые сейчас произносятся совсем бездумно, но на самом деле имеют совершенно удивительное значение и изначальный смысл.  Изначальный смысл же некоторых сказаний, о которых рассуждает Афанасьев, с ходом времени так далеко ушёл от своей основы, что сейчас очень сложно докопаться до сути. Представлю ход мыслей автора, чтобы вам было понятнее, о чём идёт речь:

 

Наблюдая за облаками и молниями, люди придумывали историю про эти явления, потом эта история изменялась, явления становились не просто облаками и молниями, они персонифицировались, превращались в героев, практически никак не связанные с изначальными наблюдениями людей за природой, и таковы все сказания и сказки, верования и религии по мнению Афанасьева. Для примера можно привести сказание про Святогора, который лёг в гроб, за ним закрылась крышка, и он никак не может её открыть. Илья Муромец или другой герой пытается помочь открыть гроб, бьёт по крышке мечом, но вместо того, чтобы разрушиться, гроб покрывается железными полосами. Афанасьев относит это сказание к представлениям славян о летнем и зимнем периоде года: морозы превращают воду и землю в камень и они оказываются пленёнными в ледяном гробу, который невозможно расколоть и разрушить. Зима сковывает лето-жизнь своими ледяными оковами и сколько жизнь не пытается этому противостоять, ледяной гроб становится всё твёрже и крепче. С ходом времени представления о зиме трансформировалось в сказание о Святогоре и Илье Муромце. Ещё одним занятным примером может быть сказка о герое Мальчик с Пальчик. Согласно этой сказке мальчик с пальчик прячется от опасности в гриве у коня, набирается там сил, а потом появляется и побеждает врагов. Афанасьев относит этого маленького героя к наблюдениям древних славян за молнией, которая прячется в тучи и, набравшись там сил, поражает всех своей мощью. Бог Громовержец Перун, по мнению автора, является ничем иным, а тучей, которая скачет по небу как конь и мечет молнии в землю. Примеров можно привести бесконечное множество, но всё же лучше прочитать эту книгу самому.

 

При прочтении я поймал себя на мысли, что данная версия происхождения сказаний и верований, хоть и не очень близка для человека верующего, но может быть отличным противопоставлением модной в последнее время теории палеоконтакта. Согласно этой теории, древние люди видели инопланетных существ, посещающих землю, и создали целый пласт верований, где описывали вместо Богов, духов и божественных явлений инопланетян, иные цивилизации и космические корабли. Александр Николаевич Афанасьев же наглядно показал, что все сказания могли вполне логично и естественно родиться вследствие наблюдений за природными явлениями, а не инопланетными кораблями.

 

Немного официальной информации:

 

Афанасьев А.Н.

Александр Николаевич Афанасьев - писатель, литературовед, представитель, так называемой, мифологической школы в фольклористике, историк, этнограф. Родился в 1826 году в городе Богучары Воронежской губернии. Умер в Москве в 1871 году. Самыми заметными его произведениями считаются: Поэтические воззрения славян на природу, сборник Народные русские сказки, а также статьи о русской литературе, истории, верованиях. Опубликовал множество статей и трудов в различных печатных изданиях, среди которых статьи в журналах "Современник", "Отечественные записки", "Московские новости", "Книжный вестник" и так далее.

 

С 1850 года Афанасьев стал всерьёз интересоваться прошлым славянского народа, его языческой стороной, мифами, верованиями, представлениями. В свет вышли статьи: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и многие другие. Притом надо сказать, что Афанасьев был не просто человеком, который из любопытства интересовался историей, он был членом учёных сообществ: Общество истории и древностей российских при Московском университете, Русское географическое сообщество, Московское археологическое сообщество, Общество любителей российской словесности при Московском университете. В своём сборнике народных русских сказок он собрал почти 600 сказок. Кроме того, позже к этому сборнику были добавлены ещё два: Народные русские легенды и Русские заветные сказки. Огромное значение во всём его творчестве имеет и книга "Поэтические воззрения славян на природу", которая была написана в период с 1865 по 1869.

 

"Поэтические воззрения славян на природу" Афанасьев

 

Купить книгу Поэтические воззрения славян на природу в интернет-магазине.



Теги: Поэтические воззрения славян на природу, А.Н.Афанасьев, книги
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Древлеслав Гости (12 ноября 2013 12:32)

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   | Публикаций: 0 | Комментариев: 0

Интересно, обязательно почитаю. Раньше не слышал о такой книге. Благодарю за хорошую славянскую литературу!


Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Решите уравнение и напишите ответ цифрами:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код



Личный кабинет


Регистрация на сайте!
Забыли пароль?


  • ФОРУМ

  • Контакты

  • Правила на сайте

  • Подписаться на RSS

Главная     |     Контакты Администрации     |     Подписка на новости сайта RSS     |